Кому нужен новый автобусный маршрут А-4 в Нижнем Новгороде
В последний день ушедшего лета в Нижнем Новгороде заработал новый автобусный маршрут А-4. Он призван заменить троллейбус № 31 на участке от площади Минина и Пожарского до площади Горького, а также помочь гражданам доезжать до метро.
Идея обеспечить нижегородцам былой комфорт достойная, но вот сами горожане скептически отнеслись к ее реализации.
Один из главных вопросов пассажиров — можно ли было направить подвижной состав на другие маршруты, чтобы разрешить ситуацию и в остальных районах города? Ведь доехать от стен Кремля до площади Горького, и, например, до Щербинок — миссии принципиально разного уровня сложности.
Чем недовольны люди?
Оценить востребованность «четверки» мы решили после того, как на прошлой неделе читатель поделился с нами забавным наблюдением. Он заметил, что большой низкопольный автобус нового маршрута отходит от остановки «Площадь Минина и Пожарского» пустым, а также прислал фото.
На часах был седьмой час вечера. Время, когда нагрузка на транспорт, на мой взгляд, достаточно серьезная, — сказал Виктор, наш читатель.
Другие наши подписчики тоже не совсем поняли, зачем был введен этот маршрут, а также обозначили более актуальные, на их взгляд, проблемы нижегородского общественного транспорта.
Маршрут длиною в пять остановок — это, безусловно, шедевр… Зачем-то убрали за время пандемии множество других маршрутов, которые были очень востребованы. Просто шикарно, слов нет, — написала Наталья Романова.
Юлия Фурашова предположила, что цель «четвёрки» — создавать положительное впечатление о городе у приезжих:
Туристы будут думать, что в городе всё хорошо с общественным транспортом.
В комментариях под постом об этом маршруте в сообществе «Новая маршрутная сеть Нижегородской агломерации» горожане отметили, что задачу подвоза граждан до станции метро уже реализуют некоторые другие автобусы. Они также сравнили общественный транспорт в городе с «издевательским квестом».
Впрочем, помимо недовольных должны быть и те, кому новый маршрут действительно нужен. Но прежде чем мы своими глазами оценим, каково число перевозимых пассажиров, предлагаем познакомиться с «четверкой» получше.
Факты о новом маршруте
В связи с долгожданным строительством метро в Нижнем Новгороде был сокращен путь следования популярного у нижегородцев троллейбуса № 31. Ранее он связывал противоположные точки Нагорной части, следуя в Щербинки от площади Минина. Теперь же он отправляется от площади Горького.
В часы пик ранее спокойно занять место в подобном транспорте можно было зачастую только на площади Минина. Если пассажир садился в троллейбус или автобус, например, у аквапарка или хотя бы на улице Горького, свободных мест ему никто не гарантировал.
Сейчас нагрузка легла на автобус № 1 от площади Минина, а вот те, кому он неудобен, не слишком-то хотят утруждать себя пересадками.
А-4 представлен на маршруте двумя автобусами. Они курсируют в пиковые часы — с 6:00 до 10:30 и с 14:45 до 19:20 с интервалом 12–13 минут. По словам заместителя директора ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» Дмитрия Рябушева, в первый день маршрутом воспользовались около тысячи человек, всего было выполнено 92 рейса.
Путём несложных расчётов (с учётом минимальной погрешности) можно понять, сколько в среднем пассажиров пользовались автобусом за один рейс, если верить данным — 10–11 человек. Напомним, что на маршруте находятся вместительные низкопольные автобусы, в которых при особом старании может уместиться до ста человек.
Так ли много пассажиров на самом деле?
Диапазон действия «четверки» ограничен пиковыми часами, что, казалось бы, должно играть в пользу ее наполняемости. Вот только не все пассажиры знают о значительном перерыве в следовании А-4. Проконсультироваться и получить подсказку можно в том числе в колл-центре по вопросам новой маршрутной сети, телефон +7 (831) 422-28-25. Отметим, что туда мы дозвонились без особых проблем и достаточно быстро получили нужную нам информацию.
До того, как в рейс после перерыва ушла первая за последний час «четверка», мы оценили, насколько востребован другой транспорт по числу пассажиров, которые садятся в него на первой остановке.
Так, «единица» (пл. Минина — Окский берег) заполнилась полностью. В троллейбус № 13 (пл. Минина — Щербинки через улицу Бекетова) село порядка 15–20 человек. Аналогичная картина наблюдалась и с троллейбусом № 17 (пл. Минина — Кузнечиха-2). Большой популярностью здесь пользуется «гармошка» А-68 (пл. Минина — Космическая), в которую село порядка 20 человек. Даже следующие в депо троллейбусы забирают с остановки по 5–8 человек.
А-4, как мы могли заметить, такого ажиотажа не вызвал. Наш корреспондент стала одним из двух пассажиров, которые вошли в автобус на площади Минина. К месту назначения он довез в общей сложности трёх пассажиров, прокатив по пути четырёх контролеров. Одна из женщин, сев в салон, поспешила покинуть его, узнав, что через пару остановок маршрут достигает конечной точки. В обратный путь тот же автобус с площади Горького уехал и вовсе пустым.
Спустя примерно полчаса, уже ближе к вечерним часам пик, корреспондент совершила ещё одну поездку, но на этот раз с площади Горького до Кремля. Уже в самом начале повторился инцидент с пассажирами, которые по ошибке сели в «четвёрку» и поспешили выйти, узнав, что автобус просто курсирует между двумя не слишком удаленными друг от друга точками.
Стоит признать, что в дождь в салон село куда больше людей — примерно семь человек у станции метро «Горьковская». До конца маршрута доехали трое.
И тут встает вполне резонный вопрос — так ли необходим этот маршрут, чтобы восполнить обрезанный кусок пути троллейбуса № 31?
Мы нашли читателей, которые пользовались этим троллейбусом и спросили у них, испытывают ли они дискомфорт от того, что теперь преодолевать часть пути им предлагают при помощи «четвёрки».
Честно говоря, я всегда приходила на площадь Минина с одной целью. Чтобы сесть в пустой троллейбус. Дело в том, что если этого не сделать, на других остановках иногда приходилось попадать в жуткую давку. Поэтому теперь я просто отправляюсь с другой остановки. Что же касается маршрута А-4, я считаю, что его можно заменить на маленький автобус. Такой, какой используют маршрутчики. А этих оранжевых гигантов пустить, например, в Щербинки. Думаю, нижегородцы скажут «спасибо», — рассказывает жительница Приокского района Ирина Кулёва.
Я работаю на Большой Покровской, как раз в самом центре улицы. Поэтому для меня нет особой разницы, на какую из двух площадей идти после смены. Конечно, я лучше буду уезжать с площади Горького, так как тратить время на дополнительную езду по центру города мне ни к чему. В целом маршрут А-4 странный. Может быть, студентам будет полезен — до «Макдака» ездить, — говорит Виктория Т.
Однако нашлись и те, кто новый маршрут воспринял тепло. Нижегородка по имени Анастасия считает, что разгружать другие автобусы сейчас как никогда важно, и даже одна лишняя единица транспорта в этом деле способна помочь.
Давайте не будем забывать, что в те же самые троллейбусы садится очень много людей, которым вовсе не нужно ехать до конца маршрута. Пусть лучше они будут пользоваться «четвёркой». Я живу в Автозаводском районе и мне действительно важно без проблем добраться до ближайшей станции метро, когда я нахожусь в центре города. Но дело в том, что я вряд ли специально буду ждать «четвёрку». Если поедет другой автобус, я воспользуюсь им. Хорошо, что интервал движения на новом маршруте маленький, ведь осенью ждать на ветру никто не хочет.
Что в итоге?
Вот и получается, что многим пассажирам вовсе не так важно, откуда отправляется привычный транспорт, если речь так или иначе идёт о центре города. А вот пункт его назначения уже в разы важнее, особенно для жителей периферии. И, судя по всему, потребность без проблем добираться домой после тяжелого рабочего дня «четвёрка» удовлетворяет не в полной мере.
Идея подвозить пассажиров до единственной в Нагорной части станции подземки также заслуживает уважения. Однако можно заметить, что далеко не все искренне неё верят. Ведь речь не идёт о какой-то удалённой точке, до которой людям без дополнительных мер сложно добираться. Выходит, что «четверка» должна была стать чем-то вроде московских аэроэкспрессов, которые помогают пассажирам домчаться до аэропортов, экономя и нервы и время.
Два автобуса могут показаться не такой уж существенной частью подвижного состава в Нижнем Новгороде, если не помнить о статистике. Как сообщил директор Центра развития транспортных систем Артем Бафанов в ходе заседания оперштаба по вопросам транспортной реформы, после запуска в городе новой маршрутной сети на дорогах работало только 65% общего автопарка предприятий.
В полной мере свой транспорт на маршруты выпускал только «Нижегородэлектротранс», а вот в ГП НО «НПАТ» и у частников назрели проблемы. У первых — огромная недостача водителей. Вместо требуемых 1431 человека трудоустроены только 868. На линию должен выходить 531 автобус, но на самом деле их только 370. Кондукторов тоже не хватает.
Вряд ли аргументы о сложной ситуации с транспортом в других районах оказались бы достаточно сильными, если бы автобусы маршрута А-4 заполнялись как минимум наполовину. Ну, а пока они являются идеальным местом для социофобов — если вам комфортно ездить в обществе двух-трёх пассажиров вместо доброй сотни, добро пожаловать в А-4.