Магистральное направление: как улицы Москвы примиряют пешеходов и водителей
За последние годы москвичи привыкли, что благоустройство улиц повышает комфорт их перемещения по городу. Впрочем, крупные магистрали всегда воспринимались больше как транзитные зоны, отданные на откуп водителям, а не как место для неспешных прогулок. Однако это не значит, что пространство вдоль проезжих частей не нужно модернизировать и делать "гостеприимнее". Как городские власти стараются найти баланс, чтобы на основных автомобильных артериях Москвы совместить интересы водителей и пешеходов, читайте в материале РИА Недвижимость.
Зеленый рецепт
Этим летом жители Москвы наблюдают очередной этап обновления Ленинского проспекта и прилегающих территорий. В прошлом году уже было выполнено благоустройство периферийного отрезка от улицы Кравченко до МКАД.
Теперь специалисты комплекса городского хозяйства приступили к благоустройству головного участка от проезда Апакова до Университетского проспекта. Ширина тротуаров здесь, разумеется, больше, чем на узких улочках в центре, но все равно люди чувствуют себя неуютно, когда буквально в нескольких метрах от них проносится поток машин.
Чтобы отделить пешеходную зону от проезжей части, столичные службы создадут зеленый буфер из деревьев и кустарников. Причем автомобилистам волноваться не стоит, ведь количество полос движения останется прежним.
Кроме того, в ходе благоустройства особое внимание уделяется "видовым" зонам, скверам и площадям, которые станут любимыми местами для отдыха и прогулок местных жителей.
Например, вокруг знаменитых "Южных ворот Москвы" – полукруглых сталинских домов, выходящих на площадь Гагарина – появится комфортное зеленое пространство. В частности, там поставят скамейки у входов в поликлинику и библиотеку, модернизируют собачью площадку и создадут рядом с ней небольшой общедоступный сквер. При этом выезд на Ленинский проспект по улице Орджоникидзе будет сохранен.
Ставка на зелень весьма оправдана, так как она является своеобразным мостиком между городскими магистралями и пешеходными зонами, считает руководитель архитектурной мастерской № 6 Градостроительного института "Мирпроект" Алексей Даниленко.
"Удобство и эстетическая привлекательность рекреаций создается за счет благоустройства газонов, тротуарных фонтанов, установки скамеек и других малых архитектурных форм. Крайне важно включать в общую систему бульваров вдоль крупных городских магистралей озелененные участки между домами и скверы общего пользования", – говорит он.
С экспертом согласен президент AREA Николай Винидиктов, называя ландшафтные решения универсальным рецептом. "Где-то, конечно, можно расширить дороги, или создать какие-то островки с зелеными элементами – пятна, которые бы радовали глаз, а в некоторых случаях служили бы элементами безопасности. Вся эстетика в этом контексте – это конечно живые растения", - говорит он. А вот экраны, пластик, раскрашенные цветочками, собеседник агентства считает пережитком прошлого, которое никак не формирует цивилизованный облик города.
Баланс скорости и комфорта
Еще одна магистральная улица, которая обновилась в прошлом году – Красная Пресня. Несколько лет назад столичные службы привели в порядок Краснопресненскую набережную и площади у станций метро "Улица 1905 года", "Баррикадная" и "Краснопресненская".
По задумке московских властей, проект благоустройства этого года подчеркнет значение Красной Пресни как знаковой и уникальной улицы Москвы, а на Звенигородском шоссе создаст комфортную среду для местных жителей.
В прошлом году прошла реконструкция Волоколамского шоссе. Теперь его ждет благоустройство на участке от станции метро "Сокол" до МКАД. Суть проекта – создать "шоссе комфортной пересадки" с удобными автобусными остановками и пешеходными переходами.
Кроме того, планируется благоустроить территории и парки, расположенные поблизости от шоссе. Например, новый облик получит пространство перед Академией Строганова, обновится парк "Долина реки Химки", а на гребной базе в парке "Берег реки Сходни" оборудуют устройство для создания искусственных волн. Оно сделает тренировки спортсменов более эффективными
По словам директора ГКУ "УКРиС" (Управление капитального ремонта и строительства) Игоря Шарафетдинова, удобство перемещения пешеходов никак не повлияет на скорость автомобилей на шоссе, потому что акцент делается на создании комфортной среды вдоль магистрали.
"Здесь три вуза, причем немаленькие. Представляете, какое количество людей пользуется этой территорией? Она давно нуждалось в том, чтобы создать нормальную и безопасную логистику для людей. Помимо этого, здесь большое количество жилых домов и всего одна артерия, чтобы добраться до метро. Перед нами стояла задача расширить тротуары и попутно обустроить зоны отдыха, которые возможны в рамках вылетной магистрали", – поясняет он.
Еще один важный момент при благоустройстве данного участка – создание условий для комфортной пересадки, потому что здесь присутствуют все виды общественного транспорта. Как отмечает главный инженер проектной организации Сергей Никитенков, в ходе благоустройства нужно было сделать максимально удобным использование общественного транспорта и обеспечить комфортный доступ к остановкам.
"Например, мы оборудуем трамвайные остановки так называемыми венскими платформами, приподнятыми до уровня пола вагона. Благодаря этому, родители с колясками или маломобильные горожане беспрепятственно проходят в трамвай.В целом же речь идет о том, чтобы при пересадке максимально сблизить два вида транспорта, сделать расстояние между остановками минимальным.Мы смогли оптимизировать движение пешеходов путем создания новых тротуаров и расширения старых, а также перераспределили парковочное пространство, если оно где-то мешало пешеходам", – говорит специалист.
Овладеть пространством
В ходе благоустройства автомобильных магистралей важно разгружать их максимально, грамотно организовывая съезды, полагает генеральный директор компании "Этерна" Дмитрий Томилин.
"Именно благодаря правильно организованным съездам, продуманной системе навигации может сокращаться количество пробок, а это настоящий бич для городов-миллионников. В мировом опыте есть примеры, когда город с самого начала проектировался с учетом будущего развития транспортного сообщения, то есть увеличения нагрузки на магистрали, но у нас в Москве не было такой возможности. Напротив, мы помним даже, как в сталинские годы расширялись улицы", – указывает он.
Сейчас же вектор взят обратный, и городская политика скорее направлена на комфорт пешеходов.
"Впрочем, на этот тренд можно смотреть с разных ракурсов: с точки зрения жителей центра, гостей столицы, собственников коммерческих зданий и ритейла, урбанистов-теоретиков. Мнения будут звучать противоположные", – отмечает Томилин.
Он считает, что город в поисках баланса между пешеходами и машинами на крупных дорогах не должен однозначно отдавать кому-либо приоритет.
"И те, и другие – горожане, имеющие равные права, и у них есть потребности в том числе те, которые физически не реализовать без машины. С точки зрения пешеходов – им хотелось бы просто гулять, дышать, и это желание трудно не понять. Думаю, решения придется искать на месте, в каждом конкретном случае, так сказать – в ручном режиме", – рассуждает эксперт.
По его мнению, правильно будет во всех выбранных локациях провести опросы, предусмотреть, как отразится на всей инфраструктуре и жителях появление нового или модернизация имеющегося транспортного узла или магистрали, а потом уже взвешивать все "за" и "против". В конец концов, в городе уже произведен ряд улучшений, которые вполне можно считать оптимальными для всех участников. Вот такой опыт и нужно тиражировать, уверен Томилин.
От обновления пространства для пешеходов есть польза и для бизнеса, добавляет Винидиктов. По его словам, благоустроенная улица всегда работает на повышение пешеходного трафика, если не глобально, то локально, а чем больше этот трафик, тем лучше чувствует себя торговля.
"Это вопрос сегментов и классов. В целом, мы идем по пути европейцев: чем больше зелени, тем больше людей, чем больше людей, тем больше инфраструктуры – и всем веселее", – заключает он.