Войти в почту

Главархив расскажет о Московском художественно-фотографическом обществе

Ранее Главархив уже знакомил читателей с документами одного из интереснейших фондов московского архива – семейного фонда Гунстов. Сегодня, в День фотографа, представляем вниманию читателей еще одну подборку материалов - она посвящена деятельности Московского художественно-фотографического общества.

Для начала нужно рассказать о человеке, стоявшем у истоков создания общества. Архитектор и художник, один из мастеров московского модерна и основатель Училища изящных искусств Анатолий Гунст родился в 1858 году в семье обрусевших немцев. В 1878 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1882 году со званием классного художника архитектуры. Уже во время учебы Гунст состоял помощником при постройке Храма Христа Спасителя и ряда других зданий, а одновременно с этим преподавал рисунок в Комиссаровском техническом училище. В 1886 году он основал «Классы изящных искусств для лиц обоего пола», которые уже через четыре года стали именоваться «Училищем изящных искусств А. О. Гунста». С 1894 года художник-архитектор стал членом Московского архитектурного общества, а в 1896 году он был назначен участковым архитектором районов Пречистенка, Хамовники и Сущевка. 

В конце XIX века в Москве стало модным фотографическое дело. Анатолий Гунст увлекся идеей создания общества, которое объединило бы московских фотографов-любителей. Единомышленники, в числе которых были Владимир Бахрушин, Константин Солодовников, Алексей Мазурин, Василий Ансельм, Савва Мамонтов, Дмитрий Горюнов, Петр Боткин, начали подготовку к созданию Общества еще в 1899 году, а его устав был утвержден в 1900 году. Но официальное открытие Московского художественно-фотографического общества состоялось только 7 февраля 1901 года. В то время оно размещалось на Страстном бульваре в квартире № 130 дома князя Горчакова, а работе МХФО покровительствовал сам, как тогда было принято титуловать, Его Императорское Высочество Великий Князь Александр Михайлович.

Общество называло среди своих главных целей объединение лиц, занимающихся художественной фотографией, изучение фотографии как самостоятельного искусства и разработку ее основ, а также распространение художественной фотографии среди широких масс. Жесткие требования устава, а также высокие членские взносы определили элитарность Общества и его малочисленность – всего в нем насчитывалось около 40 членов. 

Ярким событием в жизни Общества стала Международная фотографическая выставка в марте-апреле 1908 года. Она проходила в помещении Страхового общества «Россия» на углу Лубянки и Кузнецкого моста. Особое внимание на этой выставке уделялось цветной фотографии, в частности широко были представлены автохромы - первые массовые цветные снимки. Среди отечественных производителей свои фотомеханические работы экспонировали петербургские фирмы «Голике и Вильборг» и «Фотомеханическая мастерская Прокудина-Горского С. М.». От иностранных компаний участвовали АО «Л. Геверт и Ko», «Н. П. Г.» и общество «Гомон и Ko». Последнее, кстати, кроме демонстрации выставленных принадлежностей для кинематографии ежедневно устраивало киносеансы для посетителей.

Вместе с тем, Общество принимало участие также в международных фотовыставках. Так, Анатолий Гунст дважды был награжден серебряными медалями во Франции и Словении. Московское художественно-фотографическое общество просуществовало до 1913 года. В последствии его создатель основал также «Московский драматический салон» и «Лигу любителей сценического искусства». Он ушел из жизни в 1919 году, а искусство художественной фотографии продолжило свое развитие в бурные 20-е годы прошлого века.