Войти в почту

Каким может быть будущее «Гоголь-центра»?

Впервые слухи о возможном закрытии «Гоголь-центра» появились в телеграм-каналах в начале мая. Писали, что артистов распускают, а с Алексеем Аграновичем, который возглавил театр в феврале 2021 года после Кирилла Серебренникова, попрощаются. Тем не менее «Гоголь-центр» продолжал работать.

Каким может быть будущее «Гоголь-центра»?
© BFM.RU

Теперь в официальном телеграм-канале театра написали, что до сих пор нет информации о продлении контрактов Аграновича и директора Алексея Кабешева. Оба воздерживаются от комментариев. Контракты заканчиваются 4 июля. Осталось меньше положенных по закону двух недель.

Агранович — известный продюсер, актер и, бесспорно, человек из команды Серебренникова, старавшийся продолжать его дело. Но возможно ли это сегодня? Комментирует театральный критик, эксперт «Золотой маски» Антон Хитров:

Антон Хитров театральный критик, эксперт «Золотой маски» «Я думаю, что, конечно, такому театру, как «Гоголь-центр», не место в современной России в том смысле, что государство не видит места для такого театра. «Гоголь-центр» — это, в сущности, очень символическая площадка, которая предложила определенный стиль жизни, связана с определенными ценностями. Сейчас она как-то мозолит глаза. Притом что речь не идет о каких-то реальных художественных успехах, понятно, что это авторский театр Серебренникова, сейчас без Серебренникова мне не кажется, что это настолько уж громкий феномен, хотя все еще успешный у зрителей. Думаю, что в городской власти и федеральной власти немало людей, которые хотели бы видеть этот театр слитым с каким-нибудь другим театром, расформированным или в том или ином виде несуществующим».

За то время, что Алексей Агранович у руля, средняя заполняемость залов в «Гоголь-центре» — 92%. За прошлый год, несмотря на ковидные ограничения, театр заработал 146 млн рублей — при аналогичном бюджетном финансировании. По плану к концу этого года на каждый государственный рубль «Гоголь-центр» заработает два. За полтора сезона вышло семь премьер, в том числе серебренниковский спектакль «Декамерон». В последние месяцы его не играли: часть актеров — немцы. К тому же сам создатель «Гоголь-центра» в конце марта уехал в Париж после снятия с него судимости.

Уход Серебренникова с поста худрука в свое время был «снегом на голову» для многих поклонников. Но за эти полтора года большинство зрителей, в том числе приезжающих в «Гоголь-центр» специально из регионов, оставались верны этому театру. Смелые, яркие, современные — так описывают постановки этого театра. Многие критики пишут, что вопрос со снятием худрука и директора — решенный, а будущее «Гоголь-центра» — туманно. Продолжает редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина:

Марина Райкина редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Если снимают управленческую пару, это говорит о том, что будет новая команда, соответственно, и смена курса, я не исключу, что смена названия. Можно предположить, что вернут Театр имени Гоголя с залом ожидания на Курском вокзале, как раньше шутили про этот театр. Ну, о будущем можно говорить только о том, когда туда войдет новый человек. Может ли труппа, которая воспитана одним худруком, работать с другим? Ну, как показывает история и практика, может, но кто хочет, кто не согласен, тот уходит. Расклад здесь, в принципе, небогатый, вопрос только в том, кто туда придет».

В середине мая в «Гоголь-центре» состоялась премьера «Берегите ваши лица» по одноименной пьесе Андрея Вознесенского. Символично: спектакль по этому произведению показали в Театре на Таганке в 1970 году всего три раза. Потом постановку запретили. Теперь зрители «Гоголь-центра» опасаются, как бы «Берегите ваши лица» не стал лебединой песней этого театра.