«Городская усадьба в Орлово-Давыдовском»: история, которая не повторится

Российская история, особенно история ХХ века, была неласкова к московским архитектурным памятникам. Многие из них уничтожены осознанно и утрачены безвозвратно. Многие живы, но продолжают медленно разрушаться. Но некоторым повезло: по словам историка архитектуры Дениса Ромодина, примерно с 2010-х годов в сохранение и возрождение памятников архитектуры начали вкладываться частные меценаты — люди не только с деньгами, но и с хорошим образованием, высоким интеллектом и нестандартными инвестиционными интересами.

«Городская усадьба в Орлово-Давыдовском»: история, которая не повторится
© BFM.RU

Денис Ромодин историк архитектуры Как правило, это люди, которые неравнодушны к историческому наследию. Все арендаторы либо собственники, как правило, сами интересовались этими зданиями и в итоге начинали кропотливый, в хорошем плане фанатичный процесс реставрации — для них это были кейсы, связанные с коллекционированием, как часть исторической памяти. Второй тип людей — те, кто в свое время приобрели исторический объект в качестве инвестиции, но впоследствии стали проникаться историей своего приобретения. И третья категория — люди, которые целенаправленно покупают исторические здания, понимая, что любая старинная вещь — она никогда не выйдет из моды и ее стоимость со временем будет только расти.

По большому счету не важно, что именно заставляет владельцев капиталов обратить внимание на историческую недвижимость. Важно, что стараниями этих людей наше общее культурное достояние сохраняется не только для ныне живущих, но и для будущих поколений. Сегодня у покупателей-меценатов появилась возможность стать обладателями уникального актива и одновременно вписать свое имя в градостроительную летопись Москвы: «Городская усадьба в Орлово-Давыдовском» с собственным парком в два гектара, которую предлагает их вниманию компания Sminex, — лот, которого еще никогда не было на столичном рынке. И второго, похоже, никогда не будет.

«Городская усадьба в Орлово-Давыдовском». Общий вид. Визуализация Sminex

Найти в московском регионе обеспеченные семьи, которые живут в собственных особняках и даже усадьбах, не проблема. Но в подавляющем большинстве случаев это современные загородные дома, возведенные где-нибудь на Рублево-Успенском или Новорижском шоссе. Если это будут исторические усадьбы, то все равно по большей части подмосковные. И даже если московские, что огромная редкость, то, как говорят брокеры, заселенные втихую, небольшие и малоизвестные. А вот комплекс исторических особняков в Орлово-Давыдовском основатель Kalinka Group Екатерина Румянцева называет настоящим трофейным объектом — единственным в своем роде, сочетающим престижный адрес с комфортными условиями для жизни и являющимся настоящей достопримечательностью Москвы.

Екатерина Румянцева основатель Kalinka Group Городская усадьба — это достаточно редкий зверь на рынке. Это, как правило, непубличные объекты, потому что это должен быть какой-то уникальный объект, который в то же время может быть памятником и который требует очень внимательного подхода к реконструкции. Поэтому когда на рынке появляется городская усадьба — это целое событие для профессионалов. И, как правило, на такие памятники архитектуры есть большая-большая очередь из клиентов, которые ожидают такой формат и находятся в этом ожидании даже какое-то количество времени. Что касается комплекса исторических особняков в Орлово-Давыдовском переулке, я вообще не припомню, чтобы столь значимые городские усадьбы выходили на столичный рынок.

Орлово-Давыдовский переулок расположен по соседству с Аптекарским огородом; отсюда километр до Садового кольца и три километра до Кремля, так что одно только расположение усадьбы позволяет назвать ее значимым рыночным предложением. Впрочем, по мнению Глеба Иванова, представителя девелопера проекта — компании Sminex, значимым является и масштаб усадьбы.

Глеб Иванов представитель компании Sminex Собственный парк площадью два гектара в центре Москвы и комфортное разделение функционала на четыре особняка — бескомпромиссное предложение. Каждый особняк имеет свою идею и назначение. В нашем проекте предусмотрен отдельно Хозяйский дом, отдельно Дом для приемов, Гостевой дом и Дом для персонала, где расположена единая центральная диспетчерская. Отсюда ведется управление всеми инженерными системами усадьбы.

Общая площадь особняков — 4,4 тысячи квадратных метров, и все они соединены подземной галереей. Высота потолков в историческом парадном зале для приемов — 9 метров. Подземный паркинг насчитывает 18 машино-мест.

Так уж получилось, что здания усадьбы, которую граф Орлов-Давыдов построил на собственные средства в 1886 году, с тех пор не реставрировались ни разу. Проект реставрации объекта культурного наследия, разработанный компанией Sminex, в октябре 2021 года был отмечен жюри международной премии denkmal awards — оно признало проект лучшим в номинации «Реставрация и приспособление под современное использование». В ходе работ, одобренных Департаментом культурного наследия Москвы, Sminex восстановит кирпичную кладку XIX века — словом, будущий владелец усадьбы получит в свое распоряжение не китчевый новодел, не историческую реплику, а полновесную архитектурную ценность, при этом полностью отвечающую понятию «современный жизненный комфорт».

Вид на террасу у Хозяйского дома. Визуализация Sminex

Частью реставрационных работ станет благоустройство огромного, занимающего два гектара усадебного парка, над которым колдовали волшебники из ландшафтной компании Arteza. Безусловно, уникальная характеристика и одна из главных базовых ценностей комплекса исторических особняков в Орлово-Давыдовском — собственная территория, равной которой нет ни у одного имеющегося на рынке предложения в центре Москвы. К тому же, как подчеркивает эксперт в области ландшафтного дизайна, основатель компании Arteza Денис Кусенков, здесь удивительным образом соединяются историческая атмосфера и современные дизайнерские решения, вековые деревья и их новые, но уже взрослые собратья, масштабная красота и уютная камерность, такая неожиданная с учетом центрового расположения усадьбы и размера самого парка.

Денис Кусенков основатель ландшафтной компании Arteza В рамках проекта отдельное внимание было уделено сценариям жизни человека в этой усадьбе. Изначально мы предложили такое зонирование, чтобы максимально отдать территорию под личные нужды собственника — для ее приватного использования в самых разнообразных форматах. Вообще, здесь к усадебному благоустройству, к усадебно-ландшафтной архитектуре применены современные приемы. С одной стороны, мы видим в дизайне регулярные формы, эффектные классические способы благоустройства. С другой стороны, наличие в хорошем смысле заросшего и взрослого сада дает возможность сочетать эти регулярные зоны с приятной, более уютной, или, скажем так, человечной, естественной природой. За нашу 20-летнюю историю работы это абсолютно уникальный проект. Здесь человек получает возможность жить по-настоящему в частном доме с выверенным зонированием, с абсолютно разными по функциям зданиями, с единым, эффектным, передовым… я не знаю, как это сказать в случае с классической ландшафтной архитектурой — наверное, современным прочтением классической усадьбы. Тот человек, который будет ею обладать, будет получать истинное удовольствие от такой роскоши, не побоюсь этого слова.

Скорее всего, для ее нового владельца усадьба в Орлово-Давыдовском станет далеко не первым домом, и даже, возможно, не первым историческим объектом в собственности. Но, как надеется Денис Кусенков, она вполне может стать местом любимым, в котором все по душе: и элегантные исторические здания, и парк с его соединением рукотворной и природной красоты, и деликатное, неяркое освещение, и беседки — своеобразные кабинеты на свежем воздухе, где можно остаться наедине с самим собой…

Вообще, усталость от мегаполисов, помноженная на тревоги пандемийного времени, — одна из главных причин роста интереса к загородной жизни. Ну а в городе полнее всего этот интерес позволяет реализовать именно усадебный формат, который отличает от формата особняка наличие не одного, а нескольких домов, и не просто скверика у входа, а серьезного земельного участка.

Выход в парк из Хозяйского дома. Визуализация Sminex

Как считает президент национального фонда «Возрождение русской усадьбы», исполнительный директор Ассоциации владельцев исторических усадеб Виссарион Алявдин, попробовать перенести в город атмосферу загородной усадьбы можно — при соблюдении нескольких условий: «Во-первых, это желание владельца, понимание, что ему хочется сделать здесь что-то такое необычное и жить не совсем так, как он жил бы в особняке на другой улице города. А второе — это возможность потратить какое-то время и деньги на то, чтобы вот этот усадебный образ жизни — идеальный, загородный — реализовать в Москве. Я думаю, это возможно». Сама идеология усадебной жизни раскрепощает фантазию, а масштаб и концепция проекта в Орлово-Давыдовском переулке позволяют воплотить практически любое начинание, так что хозяину остается только одно — настроиться.

Виссарион Алявдин президент национального фонда «Возрождение русской усадьбы», исполнительный директор Ассоциации владельцев исторических усадеб Наверное, это легче сделать тем людям, у которых семья и, может, с большим числом детей, — потому что дети должны играть и иметь возможность развиваться физически и интеллектуально, то есть у владельца усадьбы возникает необходимость, но и приятная обязанность детей своих воспитывать и развлекать. Если это люди, живущие достаточно открыто и желающие иметь круг общения у себя дома, в городской усадьбе они вправе себе это позволить — например, оставляя на ночь приехавших гостей, которые смогут проникнуться настоящей атмосферой Дома с большой буквы. Усадебный парк позволяет организовать игры — я имею в виду не только для детей, но и для молодых людей, и для зрелых. Например, в городской усадьбе без проблем можно сделать крокетную площадку — прекрасная игра, которая объединяет целые семьи. Конечно, я тут немного фантазирую, потому что пока городская усадьба в частной собственности — уникальное явление, а уж городская усадьба, воссоздающая загородную жизнь, — тем более.

«Городская усадьба в Орлово-Давыдовском» только ждет своего нового владельца и пока не знает, каким он будет — шумным, радушным хозяином, готовым распахнуть двери организаторам вернисажей и камерных презентаций, или затворником, больше всего на свете ценящим тишину и общение с узким кругом давних друзей. Но они точно будут вместе — архитектурный памятник, уже занявший свое место в истории города, и человек, которому тоже по плечу это сделать.