Войти в почту

В столичном метро появились ресторанчики и мини-рынки

В центре я бываю часто, но о кофейнях в метро прежде не слышал. Между тем на станции "Китай-город", как выяснилось, появился целый гастрономический кластер. Прямо у выхода из метро заработали сразу два заведения общепита. "Я сам узнал о них случайно, - рассказывает пассажир Роман Василенко. - Приятно удивлен: можно взять напиток с собой или спокойно отдохнуть минут 15 в кофе-баре".

В столичном метро появились ресторанчики и мини-рынки
© Российская Газета

И действительно, в обоих заведениях есть места для компаний. Вместо классических столиков - нечто похожее на бочки. На них - салфетки, рядом - столик с "мешалками" и сахаром, словом, все как положено. Обслуживание здесь значительно быстрее, чем в кафе "на земле". Ассортимент же похожий: тот же кофе за 90-150 рублей в зависимости от объема и вида, роллы и круассаны по 200. Для центра Москвы цены вполне приемлемые.

Ни одно из этих заведений не мешает проходу пассажиров. Для кафе предусмотрены специальные ниши. Застекленные зоны предусмотрены и для других торговых объектов на этой же станции: на "Китай-городе" - просто настоящий подземный ТЦ. Продаются вещи, которые всегда нужны в большом городе, - различные аксессуары для телефонов наподобие наушников и зарядок по цене 450-500 рублей. Работают церковная лавка, мини-магазин с детскими игрушками. И даже целый парфюмерный салон с заграничным ассортиментом.

Всегда есть посетители и у павильона с одеждой. В нем можно купить носки по 70 рублей, брюки за 1500. В дополнение к обычному заявленному ассортименту магазины в метро предлагают и товары, выбивающиеся из общего ряда. Например, в магазине одежды можно приобрести и браслеты. А в салоне "Все для телефонов" - пардон, гигиенические прокладки - эхо недавнего потребительского ажиотажа.

Расцвет торговли в метро связан с многолетними преобразованиями, начавшимися в 2016 г. До этого времени в подземке царил хаос. В переходах торговали, но покупатели и продавцы стояли прямо на пути у людей. Фактически это был "черкизон" под землей. Кроме того, действовавшие тогда правила позволяли многократно сдавать павильоны в субаренду. Транспортные власти Москвы приняли решение ввести единый формат "подземной торговли". Многие не понимали, зачем это нужно. Исчезали привычные автоматы с периодикой, куда-то делись павильоны, где можно было купить "шильца да мыльца" или хотя бы шнурки к кроссовкам. Но постепенно торговые зоны стали обживать новые арендаторы, теперь их 180. Еще более похожим на ТЦ столичное метро сделали автоматы. Как рассказали в пресс-службе департамента транспорта, есть уже целая "кофейная карта" метро - напиток можно купить почти на сотне станций. Неожиданно оазисом гурманов стали недавно установленные в метро почтоматы. Помимо книг и одежды чаще всего заказывают... астраханскую воблу.

Торговля в столичной подземке образца 2014 года. Фото: Photoxpress

Кстати

О торговых центрах в метро мечтали и в советское время

В 1936 г. в подземке можно было купить не то что круассан, а бутерброды с рыбой и мороженое. Вот что писала "Рабочая Москва" от 18 февраля 1936 г.:

"В последние дни на станциях метрополитена появились одетые в оригинальную форму продавщицы с изящными саквояжами. Они торгуют мороженым "Эскимо". В ближайшее время в нише станции "Охотный Ряд" будет установлен красивый киоск, там будут продаваться все сорта мороженого, различные виды тортов из мороженого, замороженные по американскому способу ягоды.

Союзрыбсбыт организует продажу рыбных бутербродов и пирожков. Ведутся переговоры с "Гастрономом" об открытии на станциях метро торговых павильонов, бюро заказов, посылочных контор. Москвич сможет позвонить в бюро заказов и попросить, чтобы к 4 часам дня, например, когда он будет проезжать мимо станции "Кировская", для него были приготовлены определенные продукты".