Серая Красная площадь: как Кремль прятали от нацистов во время войны
Мы вспоминаем еще одну важную дату в истории нашей Родины. 80 лет битвы за Москву. Героическая оборона столицы стала одним из ключевых событий Великой Отечественной войны.
Половина девятого утра 22 июня 1941-го. На территории Кремля ввели режим усиленной охраны и обороны. Враг уже несколько часов наступал на советские: Киев, Севастополь, Минск... Москву пока не трогали. Фашисты хотели пройтись по Красной площади уже осенью. Планам было не суждено сбыться.
Москву не сдадут. Если понадобится, заминируют центр. Но сперва спрячут Кремль. Выполнение этой задачи легло на управление коменданта Кремля, относящееся сегодня к ФСО.
«Москва была отчетливо ниже, чем сейчас. Высотных зданий практически не было. А в Кремле высоченные башни: от 50 до 78 метров. Для наведения самолетов это идеальные вертикали», - объяснил советник директора ФСО России Сергей Девятов.
План по маскировке срочно разработал архитектор-гений - автор проекта Дома Советов Борис Иофан. Гитлер уже взял Минск, медлить было опасно.
Фактически к работам по маскировке приступили еще 28 июня. Работали и днем, и ночью. И за рекордно короткие сроки работы были завершены уже к 1 августа.
Выкрасили Красную площадь, а также территорию за кремлевскими стенами и близлежащие здания и сооружения в темно-серые тона. Все было сделано для того, чтобы противник с воздуха расценил стратегически важный объект как жилые кварталы.
Кремлевские звезды погасили и зачехлили. Спрятать огромную территорию треугольной формы, внутри которой самое высокое на тот момент строение Москвы, было непросто.
«Самая высокая точка здесь - колокольня Ивана Великого. Целиком 82 метра было разрисовано темно-серой краской. Закрыт был купол: тоже укрывная краска по сусальному золоту была нанесена», - описал советник директора ФСО России Сергей Девятов.
Это фрагмент немецкой аэрофотосъемки. Красная площадь застроена, а Москва-река у кремлевской стены стала улицей. В канал загнали все, что держалось на воде. Палубы расписали под дома.
Фашистские летчики не могли понять, что за этой, казалось бы, плотной гражданской застройкой спрятан центр столицы. Но в ночь на 22 июля 1941 сердце Москвы все-таки дрогнуло от бомб. Снаряд в 250 килограммов попал в Большой Кремлевский дворец.
Детонатор чудом не сработал. На следующий день от бомбардировок пострадал и мавзолей.
«Обложили здание мавзолея мешками с песком на случай попадания бомбы. Сверху - двухэтажный домик, имитация из фанеры, был возведен... симпатично сделано. Сюда, на Красную площадь, несколько бомб падало. Одна взорвалась у фасада мавзолея», - рассказал советник директора ФСО России Сергей Девятов.
Тело Ленина эвакуировали в Тюмень. Сталин же Москву не покинул, хотя от бомбежек пострадал и Сенатский дворец, где у него была квартира.
«У него квартира была на первом этаже вот этого же здания. Она выходила окнами на кремлевский Арсенал. Этот кремлевский Арсенал, угол, который ближе всего к нам, после попадания, судя по всему, полутонной бомбы фугасной был сильно разрушен. В здании сената выбило окна», - указал Девятов.
Всего за время войны Кремль бомбили восемь раз. Противовоздушная оборона постоянно усиливалась, шансов нанести больший урон у врага не было.
В ПВО входит целый комплекс мер. Здесь были задействованы истребительная авиация... посты визуального наблюдения, оповещения и связи. И артиллерия различная, и пулеметчики действовали», - обозначил военный историк, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов.
Артиллерия и пулеметы были и на крышах жилых домов. А те зажигательные бомбы, что фашисты успевали сбросить на столицу, быстро обезвреживали сами москвичи.
«Были специальные щипцы, чтобы хватать эту бомбу и асбестовые рукавицы. Температура высокая. Берешь сначала щипцы и хватаешь, выбрасываешь во двор. А уж там, кому как повезет», - подметил ветеран Великой Отечественной войны Роланд Соболев.
Обычные мальчишки и девчонки дежурили на чердаках своих домов, чтобы молниеносно избавляться от снарядов.
«На чердаках стояли бочки с водой. Значит, ночью дежуришь на чердаке. Попадет бомба, не попадет бомба. Но если выбросишь, потом выберешься всем рассказываешь, какой я герой», - добавил Соболев.
После девяти вечера свет в домах тушили и закрывали оконные проемы черной бумагой, чтобы немецкие летчики не смогли увидеть с воздуха горящих окон. Но фашисты подходили к столице все ближе. В октябре Кремль уже готовились минировать.
«Основные исторические здания центра Москвы, такие как колонны зала Дома Союзов, гостиница Националь, Метрополь, большой и малый театры были заминированы. Храм Василия Блаженного был заминированы. На территории самого московского Кремля, его башни и стены не предполагались к уничтожению», - заметил начальник Центра общественных связей ФСБ России Олег Матвеев.
Историки спецслужб сегодня могут открыто зачитывать документы о тех тяжелых для страны решениях. Тонны взрывчатки выделили на кремлевскую телефонную, тепловую и водонасосные станции. 15 октября 41 госкомитетом обороны Советского союза приняли постановление «Об эвакуации столицы».
«Началась массовая эвакуация наркоматов в тыловые районы, в частности правительственные учреждения, посольства выезжали в Куйбышев. Подразделения НКВД выезжали в Свердловск», - обозначил Олег Матвеев.
Несмотря на все угрозы со стороны фашисткой Германии, в Москве начали подготовку к параду 7 ноября. Празднование 24 годовщины революции стало уникальным событием по своей политической значимости. Боевой дух солдат был на подъеме. Меньше чем через месяц под Москвой началось контрнаступление советских войск на фашистов, итогом которого сала победа. Ни одна столица мира не дала такого мощного отпора нацистскому врагу.