Собянин подтвердил, что текущие объемы адресной инвестпрограммы будут сохранены
Первое решение, которое принял глава города, было таким: текущие объемы адресной инвестиционной программы будут полностью сохранены. Как и планировалось, в 2022 году в городе должно быть построено и введено в строй до 1,78 миллиона квадратных метров жилья с учетом программы реновации, 74,1 километра автомобильных дорог. В рамках строительства Большой кольцевой линии метрополитена в 2022-2023 годах планируется завершить строительство 22,9 километра новых путей и 9 станций (в т.ч. две станции после реконструкции).
Будет завершено строительство более 20 объектов здравоохранения, в том числе уникальные объекты - лечебно-диагностический комплекс Московского клинического научного центра имени А.С. Логинова ДЗМ, инфекционный лечебно-диагностический комплекс на территории Инфекционной клинической больницы № 1 ДЗМ, скоропомощные стационарные комплексы на базе столичных больниц, 18 объектов образования, из них 10 дошкольных образовательных учреждений, 3 школы и 5 учебных корпусов, 10 спортивных объектов. И все это лишь за один 2022 год! На чем же строится уверенность городских властей, что в такой сложной экономической ситуации, как сейчас, столица сможет обойтись без корректировки своих планов?
Остановки нет
Московские строители хорошо знают, во что выливаются любые остановки на стройплощадке, не важно, по какой причине они произошли. Метростроители, например, еще не забыли, как дорого в 90-е годы обходилась городу консервация тоннелей метро, не доведенных до новой станции. Какой раной зияла яма у Павелецкого вокзала, пока на этом месте, наконец, не встал торгово-развлекательный центр с парком на крыше. Ну а гигантский недострой Ховринской больницы прошлого века и вовсе пугал народ целых три десятилетия, пока его не разобрали. Сколько же человеческого труда и денег на этих стройках-недостройках было пущено на ветер! К счастью, новая история строительства столицы совсем другая. "В Москве нет ни одного проблемного объекта", - заметил вице-премьер Марат Хуснуллин на встрече со строителями, цель которой была выработать общими усилиями стратегию города в условиях санкционного давления. Сергей Собянин уверен, что и сейчас никаких долгостроев не будет. Хотя бы потому, что к сегодняшнему дню стройкомплекс города пришел не просто в неплохой форме. По объемам строительства он вышел на рекордные цифры. Одного жилья в 2021 году было введено почти 8 миллионов квадратных метров - почти 20 процентов построенного во всей стране! Плюс еще столько же построено коммерческой недвижимости.
Новая адресно-инвестиционная программа на 2022 год не менее масштабная. Профинансирована она с учетом прогнозной инфляции: из городского бюджета на ее реализацию выделено 702,6 миллиарда рублей. Большая часть этих средств - 556,5 миллиарда рублей - предназначена на стройки по горзаказу, отвечает за которые департамент строительства города. Глава ведомства Рафик Загрутдинов рассказал "РГ": "Финансирование всех наших объектов обеспечено полным рублем". Если же случится скачок цен на стройматериалы, как это бывает на рынке, город сможет скорректировать финансирование. Ведь для этого сейчас сделано главное. Правительство РФ приняло очень важное постановление, которым полномочия вносить изменения в госконтракт переданы субъектам РФ. Изменение цен благодаря этому очень быстро можно учесть хоть в нижнюю, хоть в верхнюю сторону, в то время как еще недавно это было бы нарушением федерального закона. "Это колоссальный сдвиг, который произошел в нашей отрасли, - говорит Рафик Загрутдинов. - Он дает нам возможность действовать более оперативно и гибко".
По решению мэра столицы Сергея Собянина объемы адресной инвестиционной программы будут полностью сохранены
В строительстве жилья, например, с начала проектирования любого дома до его строительства проходит года два. Срок в нашей быстро меняющейся жизни просто огромный, и предугадать, как поведут себя те же цены на стройматериалы, практически невозможно. А сейчас и гадать не нужно. Построить, как и планировалось, 1,2 миллиона квадратных метров жилья вместо 1 миллиона "квадратов", сданного в прошлом году для участников программы реновации, по мнению главы департамента, задача хотя и сложная, но вполне выполнимая. Тем более, что 166 домов общей площадью 2,8 миллиона квадратных метров уже строятся, а еще более 220 зданий находятся в проектировании.
И это уже не точечная застройка, реновация пришла в большую часть районов столицы. А это значит, что 37 тысяч горожан, которым обещаны новые квартиры, смело могут готовиться к переезду. Новые дома для них - уже не просто проекты и стартовые площадки, а реальность, видимая из окна, переезжают-то большинство из ветхих пятиэтажек под снос в новый дом, расположенный в пешей доступности от старого.
"С начала 2022 года в новые квартиры переехали около 10 тысяч жителей, - отмечает Рафик Загрутдинов. - Всего же по программе реновации с момента ее старта в городе получили новое жилье уже более 52 тысяч горожан".
Строго соблюдает Москва и свой главный принцип: комплексно строить новое жилье, со всей необходимой социальной инфраструктурой. Чтобы все было рядом - школы, детсады, спортобъекты, поликлиники, культурные и досуговые центры. Причем все эти объекты строятся по индивидуальным проектам, с учетом последних самых современных требований. Именно застройщикам, работающим по горзаказу, адресована одна из самых первых мер поддержки, принятых в Москве: они могут теперь получать в порядке аванса от города до 70 процентов стоимости объекта. Принимая это решение, власти были уверены, что это даст девелоперам дополнительную подушку безопасности в любой нестабильной ситуации. Нужна такая подушка не только застройщикам жилья, но и других знаковых объектов, которые в этом году должны быть введены в соответствии с адресно-инвестиционной программой, таких как Международный центр самбо и Центр бокса на территории Олимпийского комплекса "Лужники", футбольный стадион "Москвич", павильон "Ластоногие" в Московском зоопарке и другие.
Хорошим подспорьем застройщикам стало и решение о возмещении части затрат подрядчикам по оплате банковских гарантий, предоставляемых в обеспечение погашения авансов, что делает их значительно дешевле банковских кредитов. А при строительстве по городскому заказу расходы на компенсацию этих затрат теперь вообще включаются в госконтракт. "Себестоимость строительства в результате вырастет всего на 0,9 процента, но зато мы получим гарантии продолжения строительства метро, дорог, школ, больниц и других необходимым москвичам объектов", - говорилось на недавнем заседании президиума правительства Москвы.
Ставка на отечественное
Дефицита стройматериалов, который мог бы затормозить стройку, в столице нет и не ожидается. Как заявил заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, 95 процентов из всего, что требуется на стройплощадке, отечественного производства. Бетон, кирпич, арматура, окна, фасадные системы… Все это выпускается с маркой "Сделано в России". Именно в России, а не только в самой столице, так как над выполнением московских заказов работают сотни предприятий по всей стране. Для жителей многих регионов успешный ход строительства в Москве - лучшая гарантия сохранения их рабочих мест. На импорт приходится 5 процентов материалов. Это в основном инженерия, например индивидуальные тепловые пункты, в которых устанавливаются зарубежные насосы. По словам Рафика Загрутдинова, проблем с их поставкой пока тоже нет, так как продажи никто из поставщиков не закрывал и подрядные организации могут все приобрести. "Уверен, что не будет трудностей и с импортозамещением, - говорит он. - В рыночных условиях для любого производителя главное - иметь гарантированный заказ". В том, что в Москве он будет, при таких масштабах строительства сомневаться не приходится.
По программе поддержки застройщики могут теперь получать в порядке аванса от города до 70 процентов стоимости объекта
Город же, со своей стороны, делает все для того, чтобы создать в Москве все условия для производителей продукции, в которой он заинтересован. В частности, уже с конца марта стартовал прием заявок от промышленных предприятий на льготное кредитование. Понимая, что выросшие ставки Центрального банка многим производственникам не по карману, правительство Москвы направило 10 миллиардов рублей в Фонд поддержки промышленности и предпринимательства Москвы. Предприятиям, которые оформляют займ через него, оплату разницы между процентной ставкой ЦБ и льготной московской берет на себя бюджет столицы. Причем буквально на днях по просьбам бизнеса Собянин снизил московскую ставку льготного кредитования промпредприятиям с 15 до 11 процентов. Новые условия распространяются и на тех, кто уже успел оформить льготные займы по прежней ставке.
Предлагает город инвесторам, которые готовы организовать производство на московской земле, и целый ряд других выгодных условий. Например, аренду земли по цене 1 рубль в год, отмену проверок в рамках снижения административной нагрузки и много другое. Словом, все для того, чтобы строительство велось как можно более быстрыми темпами. "Ускорение процесса превращает финансовые и материальные ресурсы в товар. Медлительность же, напротив, способна обесценить их, превратить в мертвый груз, - говорит Рафик Загрутдинов. И заключает: "Не допустить этого, задать работам максимальный темп - вот сегодня наша главная задача".
Рафик Загрутдинов: Задать работе максимальный темп - вот сегодня наша главная задача. Фото: Photoxpress
Скорость все выше
Приоритетным для правительства Москвы остается и строительство дорог. К более 1100 километрам новых трасс, проложенных в городе начиная с 2011 года, в этом году запланировано добавить еще 74 километра. Большая часть дорожных строителей сейчас заняты тем, чтобы завершить строительство Северо-Восточной, Юго-Восточной хорд и Южной рокады. Пустить движение по всем этим дорогам, которые формируют принципиально другую схему транспортных связей столицы, планируется в 2023 году. Но по части элементов, которые избавят от пробок и узких мест жителей в разных местах города, автомобилисты смогут поехать уже до конца года. В частности, на Северо-Восточной хорде, вошедшей в состав нового скоростного диаметра, планируется ввести в эксплуатацию эстакаду основного хода от Алтуфьевского до Дмитровского шоссе. Длиной 2382 метра, она пересечет участок Октябрьской железной дороги, соединительную железнодорожную ветку, Дмитровское шоссе и пути Савеловского направления Московской железной дороги. Это избавит жителей северо-востока столицы от многих десятков километров перепробегов, которые они совершают в поисках проезда через рельсы. Строительство эстакады, по оценке Андрея Бочкарева, уже выполнено на 76 процентов - закончено возведение подпорных стен, в разгаре монтаж пролетных строений.
Более чем на 60 процентов построена транспортная развязка на пересечении МКАД с Осташковским шоссе. Строительство еще одной развязки Кольцевой автомагистрали - с Алтуфьевским шоссе - завершится в следующем году. По оценке мэра, обновление этих двух развязок улучшит транспортное сообщение более чем миллиона жителей близлежащих районов. Классную автодорогу получат и жители Новой Москвы в ходе реконструкции двухкилометрового участка Кокошкинского шоссе от Минского шоссе до территории поселка Кокошкино - по две полосы движения в каждую сторону. На этом небольшом, но с оживленным движением отрезке появится пять наземных пешеходных переходов со светофорами, оснащенными светодиодной импульсивной индикацией, что сделает дорогу для людей более безопасной. Понятно, что по обновленной трассе увеличится и поток машин. Жителей близлежащих домов от его звуков защитят шумозащитные экраны.
Идет реконструкция улицы Ивана Франко и Старо-Рублевского путепровода. После завершения работ здесь появятся два путепровода и эстакада-съезд, это обеспечит бесперебойное прохождение основного хода Северного дублера Кутузовского проспекта, а также появится съезд с Кутузовского проспекта на СДКП в сторону МКАД. Открыть движение в этой части планируется в IV квартале 2022 года.
На территории промзоны Руднево и района Косино-Ухтомский, где планируется построить более миллиона квадратных метров недвижимости, параллельно создавая новые рабочие места, строители первым делом занялись созданием улично-дорожной сети. Согласно проекту, в этом году они намерены построить 5,4 километра улиц и проездов.
Расширяется в городе и сеть транспортно-пересадочных узлов. К имеющимся до конца года добавятся новые: "Озерная", "Парк Победы", "Савеловская", "Технопарк", "Фонвизинская", "Ховрино", "Хорошевская" и "Шелепиха", а самый первый из девяти запланированных - ТПУ "Ходынское поле" - уже введен. В общем, ни одно из направлений, важных для развития Москвы, из планов городского правительства не исчезло. "Нынешняя ситуация нестандартная, - написал в своем персональном блоге Сергей Собянин. - Она требует выдержки, мужества и решительных действий. За нашими плечами успешный опыт преодоления кризисов 2008-2009, 2014-2015 и 2020 годов. Они были вызваны разными причинами. Но всякий раз Москва справлялась с выпавшими на ее долю испытаниями и в итоге становилась только сильнее. Так будет и на этот раз".
Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов / Татьяна Батенёва
Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Виктор Авдеев
Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Татьяна Батенёва
Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Татьяна Батенёва
Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Виктор Авдеев
Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Виктор Авдеев
Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Виктор Авдеев