Войти в почту

Рисовать, но не портить стены

Разделить граффитистов на талантливых художников и хулиганов, которые портят имущество, намерен депутат петербургского Заксобрания Павел Крупник. Он проработал федеральную и региональную законодательные инициативы для систематизации этой деятельности. А также обсудил с комитетом по градостроительству и Ленсветом новые правила демонстрации творчества уличных художников. Главную идею — показывать, но не портить, уже решили реализовать с помощью световых инсталляций на стенах домов.

Рисовать, но не портить стены
© Парламентская газета

Из УК в КоАП

Осуществлять свои идеи петербургский парламентарий начал с самого сложного — изменения федерального законодательства. Он разработал поправку в Кодекс об административных нарушениях, которую уже одобрили на заседании комитета Заксобрания по законодательству. Статью 7.17 КоАП, в которой идет речь о наказаниях за уничтожение или повреждение чужого имущества, хотят дополнить абзацем о санкциях за «умышленное повреждение путем нанесения надписей, изображений посредством покраски, наклейки, росписи в технике граффити». Для граждан — штрафы от 25 до 50 тысяч рублей или общественные работы до 40 часов, для должностных лиц — штрафы от 50 до 100 тысяч рублей, для юридических — от 100 до 500 тысяч.

Петербургские депутаты с предложением согласились и намерены утвердить инициативу на одном из ближайших заседаний. Как отметил глава комитета по законодательству Всеволод Беликов, такая статья в КоАП выведет граффитистов-нарушителей из-под ведения статьи 167 Уголовного кодекса о вандализме.

С согласия владельца

Чиновники и депутаты Петербурга при обсуждении самовыражения граффитистов уже несколько лет упираются в два неразрешимых вопроса. Первый касается сохранения архитектурного облика города, особенно исторической части. Ведь любое граффити на фасаде привлекает внимание, и визуальная ценность исторических объектов теряется. Второй вопрос — содержание: граффити рисуют художники, а следить потом за сохранностью фасадов приходится собственникам.

При этом проблему самовыражения талантов город решить намерен. Еще в мае прошлого года решили выделить два общественных пространства, где граффитисты могут творить без согласования. Это парк «Зима-Лето» в Колпине и конструкции под мостом Бетанкура в центре. Во всех остальных местах самовольные рисунки, которые периодически появляются в городе, закрашивают.

Павел Крупник хочет дать больше возможностей петербургским художникам. Он прорабатывает местный законопроект с регламентом деятельности граффитистов. Как рассказал депутат, помимо специально созданных общественных пространств, он предлагает разрешить размещать рисунки на фасадах домов в спальных районах, а в центре — внутри дворов, а также на трансформаторных будках. Но при соблюдении условий. Первое — эскизы должны получить одобрение специальной городской комиссии. Второе, и самое главное, — художники должны заручиться согласием собственников. Также следует определить, кто возьмет на себя содержание объекта со всеми вытекающими финансовыми последствиями.

Павел Крупник уточнил, что самовыразиться смогут все талантливые художники, так как срок существования одной композиции будет установлен в один год. А самые лучшие авторы смогут показать свои произведения и в историческом центре Петербурга — с помощью световых инсталляций.

Не портя здания

Световые инсталляции — инновационное решение для масштабных картин, которые не стыдно показать на брандмауэрах в центре Северной столицы. Они будут появляться вечером, когда стемнеет, украшая фасады петербургских зданий.

Инсталляции уже есть в Петербурге. Например, к 8 марта на фасаде Российской национальной библиотеки на Московском проспекте Ленсвет разместил целую галерею известных картин, среди которых были «Девочка с персиками» Валентина Серова и «Неизвестная» Ивана Крамского. На 8-й линии Васильевского острова появилась «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева, а на Шпалерной улице — знаменитый портрет поэта Анны Ахматовой в исполнении Натана Альтмана.

Для граффитистов комитет по градостроительству уже объявил конкурс до 15 апреля на лучшее изображение, связанное с творчеством Даниила Хармса для светопроекции на доме 11 по улице Маяковского. Она заменит существующее граффити на брандмауэре, которое появилось в 2016 году, и его, в том числе по пожеланиям жителей, не закрашивали. Но Дзержинский суд осенью 2021 года все же удовлетворил требование администрации Центрального района, обязав местное ТСЖ удалить изображение. Потому что закон их запрещает, и исключений нет.

Городские власти убеждены — световая инсталляция позволит сохранить и фасад, и художественную эстетику. Конкурс решили провести, так как автор граффити не дал согласие на использование привычного образа с помощью проектора.

«Чтобы отразить многогранность и сложность творческого характера Даниила Хармса, будет выбрано несколько изображений, которые появятся на фасаде дома по улице Маяковского, сменяя друг друга. Предполагается, что проект будет реализован уже в мае», — сообщили в КГА.