Войти в почту

Московским торговым центрам, этим оазисам торговли и развлечений, в последние годы приходится несладко. Сначала по всегда оживленному потоку покупателей в них ударила пандемия, а теперь из-за санкций закрылся целый ряд магазинов. Эксперты, в свою очередь, говорят, что большинство столичных ТЦ вообще устарели и выход у них - либо закрытие, либо дорогостоящая реконцепция, на которую еще надо где-то взять деньги. Корреспондент "РГ" прогулялся по городским ТЦ и попытался понять, есть ли у них будущее.

Торг уместен
© Российская Газета

Лифт в аквариуме

Начну с того, что торговый центр - это довольно размытое определение. Так можно назвать и огромный комплекс с сотнями магазинов и ресторанов, подземной парковкой и бассейном в придачу, а можно двухэтажную щитовую постройку у метро на окраине, хотя там имеется лишь супермаркет да с десяток точек с одеждой и электроникой. Чтобы как-то разделить их, эксперты выделяют качественные ТЦ и все остальные. Первых в Москве 140-180, объясняет "РГ" президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко. К разговорам об их скорой кончине он относится скептически - говорит, что в стране их посещаемость вышла на допандемийный уровень, а где-то даже превысила его.

"ТЦ - не просто набор магазинов, это целая экосистема, которая закрывает все базовые потребности клиентов: питание, шопинг, развлечения, эмоции, - перечисляет он. - Мы видим, как меняются ТЦ вслед за этими потребностями. Сейчас, например, наметился тренд на многофункциональность, появление новых мультимедийных зон, коворкингов, трансформацию развлечений и общепита".

Изменился за последние годы и подход к строительству торговых центров. Если в 2000-х это были огромные "коробки" практически без окон, на 90% занятые магазинами, то сейчас они стремятся впечатлить даже интерьерами. В огромном ТЦ на Ходынском поле, например, расположен не только крытый каток, но и самый высокий в мире цилиндрический аквариум с морской водой (занесен в Книгу Гиннесса) - его обитатели съедают в день до 8 кг корма. И сотни москвичей приходят просто посмотреть на процедуру кормления - для этого в аквариум спускается аквалангист.

Огромный аквариум есть и в ТЦ на Кутузовском проспекте - внутри него даже устроен стеклянный лифт, на котором любят кататься посетители. В "Афимолл Сити" возле Москва-Сити посетителей поражает танцующий фонтан с необычной подсветкой. В "Принц Плаза" на Теплом Стане главная "фишка" - лазертаг-клуб, где можно пострелять лазерными лучами. "Калейдоскоп" на Сходненской привлекает посетителей тем же лазертагом, а также боулингом и тематическими квестами. Еще один торговый центр, на Автозаводской улице, предлагает гостям пройтись по общественному пространству, где устраивают выставки, читают лекции, проводят концерты. Словом, почти в каждом современном ТЦ можно интересно провести время, даже если у вас нет денег - те же аквариумы и выставки работают бесплатно. Многие вдобавок сооружают смотровые площадки, атриумы, зоны отдыха с диванами и многое другое. Немало внимания уделяют маленьким посетителям - в торговые комплексы сейчас нередко приезжают не за покупками, а чтобы развлечь детей.

Корреспондент "РГ" обошел несколько таких торговых центров и убедился, что слухи об их скорой смерти действительно сильно преувеличены - покупателей там хоть отбавляй, на парковке в выходной еще нужно поискать место, чтобы поставить машину. Закрытые из-за санкций магазины, конечно, встречаются, но крайне редко.

Реновация для "торгушки"

Так откуда же берутся разговоры о непростом будущем ТЦ? По мнению экспертов, в обновлении действительно нуждаются центры, построенные более десяти лет назад. Причина понятная - они уже не отвечают современным запросам посетителей. Исключения составляют те, кто успел провести реконцепцию и подстроиться под время - обновил интерьеры и фасады, поменял состав арендаторов.

"Сейчас этот "срок давности" торговых центров постепенно сокращается до 7-8 лет, что приводит к цифре 60-70% "устаревающих" площадей - это 4 млн кв. метров, - говорит "РГ" руководитель направления ретейл-консалтинга CBRE Иван Артемов. - Мы фиксируем значительный рост конкуренции между действующими ТЦ и усиление интереса их собственников к анализу вариантов дальнейшего развития и возможной реновации".

Все торговые центры подтянуть до современного уровня не получится - где-то это невозможно технически, где-то не имеет экономического смысла. К тому же, отмечает Артемов, в Москве уже достигнут хороший уровень насыщенности торговыми площадями - на тысячу жителей приходится по 1400 "квадратов". Вдобавок каждый год вводятся новые ТЦ - площадью по 250 тыс. кв. метров. Так что без современной торговли и развлечений москвичи не останутся, а вот на месте устаревающих ТЦ постепенно будут появляться как новые центры, так и что-то совсем другое - от жилья до офисов.

Кстати

Курьер против магазина

Еще одна из угроз для современных торговых центров - набирающая популярность онлайн-торговля. Зачем ехать в огромный ТЦ и проводить там полдня, если можно все заказать с доставкой на дом и, лежа на диване, дождаться курьера? Правда, эксперты и в этом глобальных угроз не видят - свой кусок пирога курьеры, конечно, возьмут, но они ведь не заменят вам поход в кинотеатр, ресторан, детский развивающий центр и магазин под одной крышей.