Из-под земли достали
<p>«Век» ранее неоднократно писал об этом транспортном долгострое Красноярска, история которого началась еще в середине 90-х годов. Метро задумывалось в советские времена как часть масштабной перестройки города, которая, в частности, подразумевала перенос административного центра Красноярска в Советский район. Подземка должна была соединить левый и правый берега Енисея, дать быстрый выход в сторону Октябрьского и Центрального районов. Наверняка, были мысли и по поводу будущего развития сети красноярской подземки. Но с распадом СССР проект сократили до пяти станций. Однако сил не хватило и на них. Самостоятельно край финансировать строительство не мог. Счет шел на несколько миллиардов рублей в год. А федеральные власти не видели особых перспектив в красноярской подземке. В итоге пройденные под землей сотни метров были законсервированы в 2010 году при губернаторе Александре Хлопонине.</p><p>Проект в 2017 году реанимировал нынешний губернатор Красноярского края Александр Усс. Несколько лет шли обсуждения с Москвой по поводу параметров стройки. Минстрой РФ настоял на значительном снижении сметы за счет оптимизации некоторых технических решений. Изначально строительство оценивалось в сумму почти 130 млрд. рублей. Однако Минстрой РФ настоял на более экономном варианте и сейчас речь идет уже о 89 млрд. рублей. Прокладывать ветку будут на глубине 25 метров вместо 60. Кроме того, поезда будут беспилотными и с укороченными составами. По предварительным расчетам, после завершения первого этапа строительства пассажиропоток между станциями «Высотная» и «Ленинская» составит 66 млн. человек в год. И этот показатель вырастет в несколько раза после полного развития сети.</p><p>По расчетам специалистов Сибирского федерального университета, метро должно снять 30–35% транспортных перегрузок в Красноярске. Это положительно повлияет не только на мобильность граждан, но и на экологию, поскольку сократит количество наземного транспорта. В этой связи потребуется также специальная проектная работа по взаимодействию всех видов транспорта и их взаимосвязи с устройством пунктов пересадки. «Сибирь – это резко континентальный климат. В таких условиях именно наш транспорт будет самым привлекательным для пассажиров», - уверен директор МКУ «Управление по строительству Красноярского метрополитена» Игорь Иванов.</p><p>Первые федеральные средства на проект поступят в регион в скором времени, сообщил в середине января глава правительства Красноярского края Юрий Лапшин. Это значит, что не за горами и непосредственные работы, которые начнутся с переноса сетей и освобождения земли под строительные площадки. «В 2022 году федеральные власти планируют направить в Красноярск первый транш средств для строительства метро. Для начала подготовительных работ по строительству метрополитена необходимо все же будет дождаться положительного заключения госэкспертизы», - заявил «Веку» Захар Енджиевский, гендиректор красноярского ООО «Стройтехмонтаж», депутат краевого Заксобрания.</p><p>Между тем, голоса скептиков все еще звучат. Метро, даже в облегченном варианте, многие считают архаикой. Дорогой и не очень эффективной. Красноярск мог бы найти более современные и дешевые варианты решения транспортных проблем. Например, скоростной трамвай. Его, кстати, тоже планируют строить. Но как дополнение к метро, которое получит приоритетное развитие на правом берегу Енисея, где расположено достаточно большое количество промышленных предприятий. </p><p>«В разработке сейчас большая транспортная схема Красноярска. В нее войдут метро, автобусы, троллейбусы и скоростные трамваи. Примерная протяженность путей для запуска составит более 20 км. Стоимость проекта составляет около 15 - 17 млрд. рублей. Сейчас по вопросу запуска скоростных трамваев ведутся переговоры», - сообщил экс-депутат красноярского горсовета Владимир Владимиров. </p>