В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Создавая лучшее для мегаполиса

Создавая лучшее для мегаполиса
Фото: Вечерняя МоскваВечерняя Москва

Развитие современной инженерной и транспортной инфраструктуры столицы — во многом заслуга специалистов «Мосинжпроекта». Реализованные проекты компании неоднократно становились финалистами и победителями престижных международных премий. Холдинг не первый год занимает лидирующие позиции в отечественных и международных рейтингах. «Вечерняя Москва» рассказывает об уникальных объектах, появившихся в благодаря работе профессионалов.

Видео дня

Среди знаковых проектов, в создании которых участвует «Мосинжпроект», — новые станции Большой кольцевой линии, участки Юго-Восточной хорды и Южной рокады, крупные градостроительные территории. И каждый объект — уникален. О работе инжинирингового холдинга в 2021 году рассказывает генеральный директор АО «Мосинжпроект» .

— Юрий Николаевич, холдинг выступает генеральным проектировщиком и подрядчиком строительства Большой кольцевой линии. Расскажите подробнее об этом проекте.

— Мегапроект столичного метростроения, который изменит «транспортное лицо» города, — БКЛ общей протяженностью 70 километров — завершен на две трети. Здесь открыты 22 из 31 станции, а начало декабря ознаменовалось поистине историческим событием: одновременно открыли двери для пассажиров сразу 10 станций БКЛ на 20-километровом участке. Запуск движения от «Мневников» до «Каховской» уникален: такой масштабный «метростарт» был проведен впервые.

— Как удалось решить эту сложнейшую задачу?

— Это потребовало, в том числе, уникальных организационных и технических решений. Передовые технологии в метростроении — информационное моделирование станций, мощные тоннелепроходческие щиты, современные программные комплексы — позволяют решать грандиозные задачи и завершать работы раньше контрактных сроков. Трехмерные модели и элементы технологий информационного моделирования использовались, например, при создании станций «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково». С помощью BIM (Building Information Model — информационное моделирование объектов) были просчитаны все трассировки инженерных коммуникаций и кабельных линий. А каждая станция включает порядка 55 инженерных систем и 25 тысяч единиц оборудования, обеспечивающих надлежащую работу станционных комплексов и их интеграцию в систему действующего метро. С помощью таких методик можно не только в режиме онлайн контролировать ход проектирования и строительства, но и планировать поставки материалов и оборудования, рабочие процессы и графики. В пиковый период на новом участке БКЛ были задействованы порядка 16 тысяч человек одновременно. Нам удалось оптимизировать трудозатраты на строительство каждой станции благодаря внедрению систем планирования и мониторинга численности персонала. Они учитывают общие стратегические задачи по проекту и контрольные события, обязательные для своевременного пуска объектов.

— Как изменилась транспортная ситуация после введения этого участка?

— Открытые 10 станций БКЛ заметно улучшили транспортную доступность для северо-запада, запада и юга Москвы, соединив 11 районов, в которых живут почти полтора миллиона человек, и оказались крайне востребованными. Всего за первую неделю работы ими воспользовались 746 тысяч пассажиров. В поездках по городу благодаря этому участку БКЛ можно сэкономить до 40 минут.

— В чем особенность строительства Большого кольца метро?

— Большое кольцо — неординарный проект, крупнейшая в мире линия метро. Одна из его особенностей — условия создания: сложная гидрогеология Москвы и плотная городская застройка. При проходке тоннелей, например, важно учитывать проходящие рядом инженерные коммуникации, крупные городские магистрали. Но главная особенность проектирования и строительства этой линии — в ее уникальной интеграции с другими транспортными артериями столицы. Так, новый участок пересекают Сокольническая, Калужско-Рижская, Серпуховско-Тимирязевская и другие ветки городской подземки, а также Московское центральное кольцо. Сейчас со станций нового участка БКЛ можно пересесть на шесть линий метро и две станции Московских центральных диаметров (МЦД). Впереди — создание пересадок на строящиеся перспективные линии.

Всего на Большом кольце появятся пересадки на 44 направления: Московское центральное кольцо, МЦД, радиальные ветки метро. Кстати, на открытии 10 новых станций мэр Москвы отметил: Большая кольцевая линия становится ключевым проектом развития центрального транспортного узла страны, ведь через столицу проходит около 60 процентов всех пассажиров России.

— Юрий Николаевич, когда планируется завершить работы на БКЛ?

— В ближайшие два года специалистам «Мосинжпроекта» предстоит запустить еще девять станций БКЛ. К настоящему времени завершаются тоннелепроходческие работы на Большом кольце, для своевременного ввода станций на ряде отрезков были заданы очень высокие темпы работ. Продолжают строиться станции северо-востока БКЛ, включая «Марьину Рощу», «Рижскую» и «Сокольники», — это один из самых сложных участков, работы здесь ведутся на большой глубине. Возводится и восточный участок — станции «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар», ведется реконструкция «Варшавской» и «Каширской», которые также войдут в состав БКЛ.

— Ведутся ли работы в метрополитене по другим линиям, помимо БКЛ?

— Специалисты холдинга занимаются и развитием радиальных линий подземки: сейчас ведутся работы на двух участках будущей Троицкой линии от МЦК до Коммунарки, проектируются Рублево-Архангельская и Бирюлевская линии, возводятся платформы Люблинско-Дмитровской линии на севере и Калининско-Солнцевской — на юго-западе (эта линия свяжет город с ).

— Специалисты «Мосинжпроекта» возводят не только метро. Расскажите, пожалуйста, о других проектах холдинга.

— Также в центре внимания нашей компании — развитие дорожно-транспортной сети города. Речь в первую очередь идет об участках Юго-Восточной хорды и Южной рокады. В их составе — сложнейшие искусственные сооружения, в том числе — путепроводы через железнодорожные пути. Появление новых трасс продиктовано необходимостью разгрузить существующие автодороги, создать новые маршруты, сократить время в пути для автомобилистов.

Создание системы хордовых магистралей — ключевой проект развития дорожно-транспортного каркаса столицы. Хорды напрямую соединят периферийные районы города, снизив общую нагрузку на улично-дорожную сеть центральных районов, Московскую кольцевую автодорогу и Третье транспортное кольцо.

— Есть ли проекты дорожного строительства, требующие особого внимания специалистов компании?

— Это, в частности, улично-дорожная сеть в динамично развивающихся районах столицы — например, территория бывшей промзоны . Здесь ведется строительство дорог в зоне жилой застройки в северной и южной части промзоны.

Одновременно с этим возводится мост через затон Новинки длиной более 600 метров, который свяжет реконструируемую набережную Марка Шагала с проектируемым проездом № 4062 и станет частью магистральной улицы. Другой пример развития городских районов — транспортная сеть в административно-деловом центре в Коммунарке в Новой Москве (это Троицкий и Новомосковский административные округа). А в рамках развития транспортно-пересадочного узла «Электрозаводская» строится новый пешеходный мост, который соединит Рубцовскую и Семеновскую набережные Яузы.

— «Мосинжпроект» — оператор развития крупнейших градостроительных территорий столицы. Какие проекты там реализуются?

— Это административно-деловой центр в Коммунарке, комплекс Мневниковской поймы, развитие высвобождаемой территории , где, помимо Национального космического центра (), управляющей компанией по строительству которого также выступает «Мосинжпроект», планируется создание особой экономической зоны, размещение предприятий научно-производственного кластера, развитие социальной и транспортной инфраструктуры. Суммарная площадь планируемых к строительству на всех трех территориях объектов превышает 12 миллионов квадратных метров. Национальный космический центр станет крупнейшим космическим центром в мире: на одной площадке выстроят ряд предприятий ракетно-космической промышленности, центральный офис и ситуационный центр , отраслевые институты, молодежные конструкторские бюро и другие объекты. Главной архитектурной особенностью проекта станет 47-этажная башня высотой более 288 метров со шпилем. Этот проект совместно реализуется и ГК «Роскосмос» по поручению Президента России В. В. Путина. Здесь планируется обеспечить порядка 20 тысяч рабочих мест.

КСТАТИ

«Мосинжпроект» развивает центр компетенций BIM. В планах компании создать единую BIM-модель одной из перспективных линий московского метро, что станет еще одним важным шагом по внедрению информационных технологий в метростроении. Входящий в состав холдинга «Мосинжпроект» признан «BIM-компанией года» в составе клуба BIM-лидеров России.

ФАКТ

Участок Большого кольца, открытый в 2020 году, участок Некрасовской линии и ТПУ «Нижегородская» стали победителями международного конкурса Национального объединения изыскателей и проектировщиков. Проекты холдинга — парк «Зарядье» и Дворец гимнастики в Лужниках — становились лауреатами престижной премии в области недвижимости MIPIM Awards. В 2021 году в финал MIPIM Awards вышел проект Московского клинического центра инфекционных болезней «Вороновское». Несколько лет подряд холдинг «Мосинжпроект» является отраслевым лидером (строительство инфраструктуры и инжиниринг) в рейтингах крупнейших компаний России (RAEX600, 500 и др.).

СПРАВКА

По версии престижной международной профессиональной премии PROESTATE&TOBY Awards 2021 «Мосинжпроект» признан лучшей инжиниринговой компанией года. Еще два проекта холдинга получили эту премию в своих номинациях — парк «Зарядье» стал лучшим зданием с сохраненной окружающей средой, а лучшим медицинским офисным зданием признан Московский клинический центр инфекционных болезней «Вороновское». За объективностью голосования следил независимый консультант премии — международная фирма Dentons. Кстати, «Мосинжпроект» в этом году поднялся на девять позиций в рейтинге 250 крупнейших строительных компаний мира ENR’s 2021 Top 250 Global Contractors, заняв 114-е место.