Войти в почту

Кто поедет на Новый год в Питер - ходите подальше от домов, иначе прибьет

В Петербурге на головы прохожих падает этой зимой не только лед. В минувшую среду как минимум трое горожан пострадали при обрушении части балкона жилого здания на 4-й Советской улице. Это самый центр города, недалеко от Невского проспекта с одной стороны и Смольного с другой. Речь идет о доходном доме, построенном в стиле эклектики в 1903/4 годах архитектором Сегалем по заказу купца и знатного промышленника П. Ф. Дыренкова. Угловой красавец-дом с фирменной башенкой «держит» всю улицу с дворами-колодцами. Внутри здания - парадные лестницы, изразцовые печи, снаружи - изящная лепнина…

Кто поедет на Новый год в Питер - ходите подальше от домов, иначе прибьет
© Свободная пресса

Еще в 2001-м году оно было признано объектом исторической и культурной ценности. Уже тогда нужно было его реставрировать. Но все ограничилось заградительной сеткой части фасада. Как и с другим историческим зданием - на 2-й Советской улице. Где балкон «обвязали» сеткой снизу доверху, тем «ремонт» на данный момент и закончился.

Дня не прошло после обвала каменной глыбы с дома Дыренкова, как случился новый. Точнее, очередной. Тоже в историческом центре - на Кирочной, 24: у дореволюционного дома инженера-путейщика и издателя газеты «Речь» Юлиана Бака, обрушился кусок фасада. По счастью, никого не задело, несмотря на то, что эта улица у станции метро довольно оживленная в любое время суток.

Кирочная с некоторых пор вообще самая опасная в городе. Сейчас там фасады сыпется, а год назад рухнули балконы шестиэтажного особняка, тоже объекта исторического и культурного значения. Сразу четыре, один за другим. Обошлось без пострадавших. Не считая жителей тех квартир, которые лишились балконов, а до этого несколько лет обивали пороги разных важных кабинетов, призывая заседающих в них горе-специалистов принять срочные меры к ремонту. Не приняли до сих пор…

И это лишь малая толика примеров подобного рода. В какой район давней застройки ни загляни - Центральный, Адмиралтейский, Кировский, Петроградский, Василеостровский - в каждом не один-два, а с десяток таких ЧП. Где «только» штукатурка сыпется и эркеры валятся, а где уже и балконы «ветром сносит»…

Сказать, что власть этого в упор не замечает, будет неправильным. Замечает и даже реагирует, хотя довольно своеобразно. Как с тем же домом Дыренкова. В городском комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) информацию о камнепаде на 4-й Советской получили, и, как сказала одна из сотрудниц, «приняли к сведению, что еще?».

По горькой иронии судьбы именно 15 декабря глава ведомство Сергей Макаров бодро вещал на пресс-конференции о «главных проблемах охраны исторического центра». Их, по его мнению, две. И это не чиновничье равнодушие. И даже не дефицит средств, на который власть обычно жалуется. Виной всему - «климат и масштаб задачи».

«У нас 16 тысяч исторических зданий, которые подлежат охране. Город не молодой, климат не идеальный, - настаивал Сергей Владимирович, пытаясь убедить собравшихся, что преодолеть эти «обстоятельства невиданной силы» категорически невозможно.

Встречный вопрос: а Венеция где построена? Там в ноябре-декабре тоже ветры дуют и топит. А Амстердам?

Или это такой хитрый ход, чтобы в очередной раз развести федеральный бюджет на круглую сумму?

Под предлогом «потери красоты города» (на которой, заметим, Северная столица, популярная у туристов, в том числе, зарубежных неплохо зарабатывает) на его реставрацию из бюджета страны, что ни год выделяются миллиарды рублей.

По оценкам депутатов законодательного собрания, согласно очередной «новой пятилетней программе по сохранению исторического центра» требуется 40 млрд. рублей. На 3 тысячи зданий, видимо, самых плохоньких. Для справки: всего у нас 8983 объекта культурного наследия. Из них 3762 - федерального значения, 2509 регионального, 2712 - вновь выявленных памятников культуры. И ещё порядка 16 тысяч исторических зданий, которые памятниками не являются, но формируют уникальный исторический облик города.

Фактическое состояние большинства из них оценивается лишь примерно. В том числе, из опасений, что вкладываться в капремонт нужно будет незамедлительно.

Без этих не статусных домов был бы совсем другой Петербург, и не факт, что такой же привлекательный для туристов, как сейчас. Но именно они, «ассистенты» дворцов и музеев, являются сегодня самой критичной угрозой для центра. На них, в отличие от великокняжеских особняков, постоянно не хватает средств.

В 2013-м году Смольный, помнится, запрашивал у федералов 35 млрд. руб. на программу сохранения исторического центра. На эти деньги плюс инвестиции на сумму 49 млрд. плюс вливания городского бюджета планировалось до 2018-го привести в порядок чуть ли не все здания на Невском и Суворовском проспектах с прилегающими к ним улицами, частично на Литейном и Лиговке. Многообещающие были планы! Кое-где даже реализованные, судя по закрашенным фасадам и внешне добротным новым крышам. Но именно кое-где. Или климат в очередной раз помешал планам громадье?

О климатическом влиянии на капитальные городские строения корреспондент «СП» расспросила Андрея Киселева, ведущего научного сотрудника главной геофизической обсерватории им. Воейкова.

«СП»: - Андрей Александрович, правы, на ваш взгляд, чиновники, обвиняя погоду с её непредсказуемостью во вредительстве по отношению к городским сооружениям?

- Не совсем. Или, правильнее сказать, частично. Для ландшафта и архитектуры воздействие большого количества осадков, наводнения, как и разного рода раскопы строителей, скажем, глубокие фундаменты для возведения многоэтажек, безусловно, чреваты. Но не в ближайшие годы, и не через сто-двести-триста лет, а в более дальней перспективе. Текущие природные события в этом плане не существенны.

Беда в ином. В том, что бюджетные темы стали в последние годы слишком масштабными, «съедают» львиную долю бюджетных средств, Например, исследование Арктики. Очень модное сейчас. Но к Петербургу прямого отношения не имеющая. Тем не менее, оплачиваемое. А на локальные исследования, такие, как, скажем условно, влияние климата региона на городскую среду, денег, как правило, нет.

Продолжает тему Павел Никонов, архитектор, эксперт ЮНЕСКО.

- Климат не выбирают. Его учитывают. Как было и при застройке Петербурга, начиная с ХVIII века. Ссылки представителей власти на него, как и на «неправильную» погоду, несостоятельны. Примеры мировых памятников давних времен в таких странах как Норвегия, Великобритания тому подтверждение.

В Норвегии мне показывали деревянную церковь с трехсотлетней историей. Она прекрасно сохранилась. Не в последнюю очередь благодаря постоянной заботе о ней реставраторов.

Как у нас «заботятся», расскажу на примере дома, в котором живу. Он был возведен на Васильевском острове в начале ХХ века. Кирпичный, в стиле модерн, с деревянной эркерной конструкцией. Года, кажется, четыре назад, в нем провели ремонт. Не капитальный, но, как обещали, основательный. Вскоре после этого и началось: как дождь или обильный снегопад, так и протечки в эркере. На обращения жильцов жэковские начальники отвечают радикальным предложением - снести его.

«СП»: - Именно так поступили в прошлом году на Кирочной, 20, когда с балконов там начали падать куски штукатурки…

- У меня такое впечатление, что на этом построена вся «программа сохранения» исторических зданий. Нет балкона (эркера, лепнины и т.д.) - нет проблемы. Все потому, что не специалисты работают на ответственных должностях в ГИОП, жилищном комитете, а люди случайные.

«СП»: - Сколько памятников истории, архитектуры и культуры потерял Петербург за последние годы?

- Очень много! Куда не глянешь в центре - везде дом либо уже снесен, либо вот-вот упадет. Нередко под видом реконструкции происходит подмена: оригинальные резные двери повсеместно заменяются на металлические, окна с лепниной, а где-то витражные - на пластиковые…

«СП»: - А витражи и массивные резные двери потом всплывают у коммерсантов, продающих их по баснословным ценам под видом «бабушкиного наследства»!

- Да! Власть не контролирует или делает это очень плохо, работу жилищников, подрядчиков. Похоже, до сих пор не поняла, что Петербург - объект всемирного наследия в номинации «город», а не отдельным каким-то памятником.

Один из самых активных питерских градозащитников - Алексей Ковалев, экс-депутат городского парламента нескольких созывов. В этом году он вернулся к работе в Институте археологии РАН, участвует в научных экспедициях. Мой звонок застал его в дальней командировке. Услышав о чем вопрос, Алексей Анатольевич в комментарии не отказал.

- Самой критичной угрозой историческому центру Петербурга является бездействие власти. Денег, которые Смольные якобы с трудом выбивает у федералов, недостаточно для полноценного восстановления того, что срочно нужно ремонтировать.

«СП»: - Сорок миллиардов, запрошенных на ближайшие пять лет это мало?

- Во-первых, не факт, что получим. Во-вторых, что они дойдут до ГКИОП. В- третьих, что подрядчики будут использовать их по назначению, а не по своему усмотрению, как делают это обычно. Закупая, например, дешевые материалы под видом дорогих. Из-за чего, как вы думаете, протечки в только-только сданных в эксплуатацию после капремонта зданиях? Кровля тонкая. При расчистке снега одного неловкого движения лопатой достаточно, чтобы она пошла трещинами.

Чтобы город не ветшал, приводить в порядок нужно не парадные объекты - понятно, что они на виду, престижны, привлекательны для туристов, а в первую очередь бесхозные, разрушающиеся здания и сдавать их после приведения в порядок в аренду непременно с обременением, чтобы арендаторы поддерживали порядок, сохраняя то, что требуется сохранять. Но, главное, нельзя допустить уменьшения перечня объектов культурного наследия, как нам предлагают некоторые «умные головы» из числа потенциальных инвесторов. Мол, построим лучше, красивше. Не построят! Потому что не умеют делать это так, как мастера минувших веков, работавших за совесть, а не за откаты.