Главархив Москвы рассказал о постановке последней оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок"

Главархив Москвы на своем официальном сайте рассказал, как ставилась последняя опера Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Главархив Москвы рассказал о постановке последней оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок"
© Обручевский меридиан

В Императорских театрах постановка цензуру не прошла, а потому оперу представил частный театр мецената Сергея Зимина. Правда, в нее пришлось внести множество исправлений.

В Главархиве сохранились документы о премьере оперы, написанной по мотивам сказки Пушкина «Золотой петушок». В либретто подробно описываются декорации к первому действию. Перед зрителями должна была появиться обширная палата дворца в зеленых, голубых и желтых красках, которая богато украшена резьбой и позолотой. У входа во дворец должны стоять стражники, а у стены на лавках сидят бояре.

В середине на престоле восседал главный герой Додон в исполнении Николая Сперанского, а по бокам от него стояли сыновья Афрон и Гвидон – их партии исполнили Федор Эрнст и Андрей Диков. Кстати, в опере Додон не был царем, а только «воеводой царя».

Римский-Корсаков ввел в оперу двух дополнительных героев, которых не было в сказке Пушкина: ключницу Амелфу, роль которой исполнила певица Александра Ростовцева, а также воеводу Полкана в исполнении певца Капитона Запорожца.

Композитору не суждено было увидеть свою оперу на сцене. Первая постановка состоялась только осенью 1909 года, уже после смерти Римского-Корсакова. Все предшествующее время цензурный комитет постоянно вносил правки в текст и сценографию. На первом представлении присутствовала дочь Римского-Корсакова Надежда.

Одна из московских газет тогда написала, что опере Сергея Зимина выпала завидная честь поставить последнюю оперу композитора, в которой его талант проявился с огромной силой и блеском.