Войти в почту

Первый заместитель руководителя ГКУ «Организатор перевозок» Арсен Нефёд в программе «Город дорог» 12.11.2021 г.

А.СОЛОВЬЁВА: У микрофона Анна Соловьёва. Здравствуйте. В эфире программа «Город дорог». У нас сегодня в гостях первый заместитель руководителя ГКУ «Организатор перевозок» Арсен Нефёд. Здравствуйте, Арсен. А.НЕФЁД: Здравствуйте. А.СОЛОВЬЁВА: Говорить мы будем о борьбе с нелегальной деятельностью на территории транспортного комплекса столицы. Арсен, как вообще возникла такая необходимость бороться с нелегальной деятельностью на московском транспорте? А.НЕФЁД: Жители столицы всё чаще отдают предпочтение общественному транспорту. Сейчас уже более двух третей москвичей совершают поездки на общественном транспорте. В связи с этим необходимо уделять значительное внимание целому ряду вопросов, в том числе и нелегальной деятельности на транспортном комплексе столицы, которая напрямую влияет на безопасность и качество сервиса, предоставляемого пассажирам. До недавнего времени существовал целый ряд проблем, который требовал немедленного решения и проработки. Сюда как раз можно отнести стихийные объекты торговли, несанкционированную рекламу, наличие несогласованных маршрутов перевозчиков, постоянная угроза безопасности пассажиров и, безусловно, экономические потери, которые нёс город. Мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин в 2011 году поручил заняться решением этих проблем и разработать эффективный план борьбы с нелегальной деятельностью в транспортном комплексе столицы. А.СОЛОВЬЁВА: Какие меры были приняты в первую очередь? А.НЕФЁД: Раньше ситуация была совсем непростой. Нелегальные такси, так называемые бомбилы, маршрутки, существовавшие иногда, останавливались, где придётся. Зачастую безопасность была под угрозой. Водители в погоне за рублём устраивали гонки на дорогах, не соблюдали режим труда и отдыха, многие транспортные средства находились в плачевном состоянии — и всё это приводило к авариям, которые происходили до 400 раз в день. Кроме того, если говорить про маршрутки, налицо было пренебрежение правами категорий граждан, имеющих льготы на проезд. На старте работы с нарушителями возникали конфликтные ситуации, для разрешения которых привлекались и привлекаются сотрудники полиции. Ещё несколько проблем, связанных с незаконной деятельностью, — это обилие незаконной рекламы и торговли. Для того чтобы бороться с несанкционированной рекламой, наши полномочия были существенно расширены и соответствующие изменения внесены в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях. Другая незаконная деятельность — это торговля. Уличные торговцы, которые не имеют сертификатов, медицинских книжек, они не зарегистрированы в налоговых органах, но, помимо этого, торговые точки являются и источником антисанитарии, представляют угрозу безопасности граждан. В конце 2018 года у нас также появились полномочия составлять административные материалы за незаконную торговлю вне специально отведённых мест на территории транспортного комплекса, в том числе это и метро. Это полномочия, закреплённые частью 2-й статьи 1113 КОАП города Москвы. Применение административной практики было развёрнуто уже с самого начала 2019 года. Сумма штрафов — это, наверное, самое тут интересное, она составляет от пяти до 500 тысяч рублей, в зависимости от статуса торговца. А.СОЛОВЬЁВА: 500 тысяч рублей — это юрлицо, да? А.НЕФЁД: Юрлицо, да. 50 тысяч рублей — индивидуальный предприниматель и физлицо — это пять тысяч штраф. А.СОЛОВЬЁВА: Вот мы часто слышим такое выражение «нелегалы в метро и на транспортном комплексе». Кто вообще эти люди? Кто они такие? А.НЕФЁД: Если говорить просто, это любая незаконная деятельность на территории транспортного комплекса столицы. Это и такси, различные автобусы, нарушающие правила перевозки пассажиров, несанкционированное размещение информации, нелегальная реклама, торговля без необходимых документов, как я уже говорил. Такие услуги могут прямо или косвенно угрожать безопасности пассажиров, мешать движению пассажиропотоков, а также наносить экономический вред городу. Это и есть нелегальная деятельность, которая требует полного устранения. А.СОЛОВЬЁВА: Нелегальная реклама — это же, наверное, не самый опасный вид деятельности, да, из всех. Что вот с ней? Что с ней происходит? А.НЕФЁД: Да, действительно, из всего вышеперечисленного нелегальную рекламу на транспортном комплексе можно отнести к менее опасным нарушениям. Но это на первый взгляд. Несанкционированная реклама также может представлять угрозу безопасности жителей столицы, как это ни странно. Например, вы видите объявление с рекламой услуг, которые вас заинтересовали. Их предоставляет некая фирма. За названием может скрываться кто угодно. Потенциальный пассажир подвергается риску. Например, в этом году специалисты выявили подозрительные рекламные объявления риэлторов. Оказалось, это обычные мошенники, которые выманивают деньги доверчивых людей путём предложения аренды или покупки несуществующей недвижимости. В отношении этих лиц было вынесено несколько десятков административных протоколов на общую сумму более пяти миллионов рублей. Дело передали в суд. Сейчас с псевдобизнесменами работают соответствующие органы. Также для пресечения деятельности проводятся рейдовые мероприятия. Сотрудники выявляют и пресекают работу теневых секторов экономики, так называемых рабочих домов, организаций, осуществляющих мошенническую деятельность, при поддержке, конечно, подразделений экономической безопасности МВД России. А.СОЛОВЬЁВА: А вот эта нелегальная реклама, в частности, риэлторов, она где была — это в метро или на наземном транспорте? А.НЕФЁД: Она, как правило, в 50-метровой зоне около метро, где самый пассажиропоток. Они клеят это и на остановке ближайшей к метро, и столбы, то есть объекты транспортной… А.СОЛОВЬЁВА: То есть вы всё это пресекаете. А.НЕФЁД: Мы это находим, мы находим тех исполнителей, на них выходим, соответственно, на этих заказчиков и уже, соблюдая все нормы, мы добываем вот эту доказательную базу, после чего выносится постановление о наложении штрафа. Ну, как правило, это всё идёт в суд. То есть в суде у нас нет отрицательной статистики по качеству наших материалов. Потому что, когда на эти материалы посмотреть, то всесторонняя доказательная база собрана — и с объяснениями их, и со всеми… С рекламой проще, там есть телефон, соответственно, можно найти концы. А.СОЛОВЬЁВА: Давайте теперь поговорим о нелегальной торговле. Вот раньше её было очень много, больше десяти лет назад это прямо было такое массовое явление. Что сейчас вообще такое нелегальная торговля? Что она подразумевает? И только ли у метро сидят такие торговцы? Сейчас, мне кажется, даже уже не сидят. Да? А.НЕФЁД: Вы знаете, к сожалению, сидят. Я давайте с примера начну. Вот буквально позавчера мы были на «Тёплом Стане» метро, очень большой транспортный узел, очень напряжённый, пассажиропотока много, выходов из метро и переходов очень много. И даже несмотря на то, что наши сотрудники там находятся постоянно и в усиленном режиме патрулируют, я лично таких встретил торговцев — это цветы, воздушные шарики. Буквально через пять минут уже наши сотрудники пришли, эту всю историю пресекли. Дальше мы не сразу уехали с этого транспортно-пересадочного… А.СОЛОВЬЁВА: Подождали немножко. А.НЕФЁД: Да. Я лицезрел эту картину, эти люди, они стоят недалеко от этого перехода и просто выжидают. Ну, физически поставить пост в каждом переходе просто невозможно, нас не хватит. Поэтому какое-то время ждут. Потом они в итоге ушли, они поняли, что сегодня уже, в принципе, торговлю можно не продолжать. Её меньше, но эта уже история имеет место быть, но не в таком массовом формате. Потому что сейчас они прячутся, стараются как-то это дело… А.СОЛОВЬЁВА: Маскировать немножечко. А.НЕФЁД: Маскировать, да. Потому что сейчас, помимо глаз на земле, у нас же есть и городские камеры, по которым сразу можно такие вещи видеть и реагировать. А.СОЛОВЬЁВА: Много ли вообще таких мероприятий проводится? А.НЕФЁД: Ежедневно, я вам скажу. А.СОЛОВЬЁВА: Каждый день. А.НЕФЁД: Да, каждый день, включая выходные. И все такие известные, все места такие, особо напряженные, они известны, это ближе к вокзалам, на конечных точках, то есть там, где пассажиров максимально много. То есть потенциальных, в их понимании, клиентов больше. А.СОЛОВЬЁВА: Арсен, а у вас есть, наверное, какой-то план действий, да? Вот вы сегодня разрабатываете, куда мы там завтра, послезавтра поедем? А.НЕФЁД: Да, безусловно. У нас есть и те места, где мы находимся постоянно, как я про «Тёплый Стан» сказал, есть те места, которые в режиме объезда проверяются. Также у нас есть план совместных рейдов как и с полицией, служба безопасности метро нам очень помогает. У нас охват этой зоны ответственности достаточно расширился. А.СОЛОВЬЁВА: Какое наказание могут понести вот эти люди, которые занимаются нелегальной торговлей? А.НЕФЁД: Как я уже сказал, это штраф от пяти тысяч для физлица, но это основная категория людей. А.СОЛОВЬЁВА: Ну вот эти торговцы, скорее всего, это как раз физлица. Вряд ли юрлица будут таким заниматься. А.НЕФЁД: Вы знаете, у нас были такие несколько юрлиц. В чём выражалась их нелегальная деятельность? То, что у них есть отведённое для этого место, то есть помещение, а это всё самовольно пытаются расширить, охват, то есть выставляется продукция на улицу. Ну и, соответственно, и выглядит это всё, конечно, неприемлемо. Ну и штраф серьёзный. Также мне хотелось бы сказать, что треть категорий, треть торговцев — это категория малообеспеченных пожилых людей. В данном случае мы проводим профилактические беседы, разъясняем нормы законодательства, рассказываем об альтернативных вариантах предпринимательской деятельности, например, попытаться продать эти товары на ярмарках выходного дня. А.СОЛОВЬЁВА: И как они, прислушиваются к вам? А.НЕФЁД: Ну… А.СОЛОВЬЁВА: Стараются. А.НЕФЁД: Стараются. Конечно, кого-то мы видим регулярно. У нас есть и база таких вот людей, кого мы, скажем, реагируем мягче, то есть не по всей строгости закона, но пресекаем обязательно. А.СОЛОВЬЁВА: Теперь к более серьёзной теме перейдём, хотя эта тема тоже, в принципе, несомненно, серьёзная. Нелегальные перевозчики. Затронем эту тему. Потому что раньше вот эти маршрутки в Москве жёлтенькие такие, старые иногда, ржавые машинки, все их помнят, их было очень много. Сейчас вроде бы (вроде бы) их практически нет. Или они ещё остались? Чем они опасны, в принципе, на самом деле? А.НЕФЁД: Я сейчас в целом, потом подойду к этой истории нашей московской про жёлтые маршрутки. Нелегальные перевозчики — это рейсовые автобусы малого, среднего и большого класса бывают, ну и сейчас преобладает эта история в легковых такси, то есть которые так называемые бомбилы. А.СОЛОВЬЁВА: То есть они ещё остались, да? А.НЕФЁД: Да, они остались. Все они представляют угрозу пассажирам. Пресечение работы таких нелегалов — это очень большой пласт работы. Они работают без разрешительных документов, самостоятельно устанавливают тарифы, перевозят пассажиров в транспортных средствах, не соответствующих требованиям безопасности. Нет страховки пассажиров в случае ДТП. Кроме того, водители регулярно пренебрегают соблюдением режима труда и отдыха. Водители не проходят предрейсовый и медицинский осмотр, а транспортные средства — должный технический контроль. Более того, у них зачастую нет достаточной квалификации, а порой даже водительского удостоверения. Нелегальные перевозчики выступали виновниками огромного количества ДТП и не заботились никогда о безопасности пассажиров. О качестве предоставляемых услуг здесь не приходиться говорить, его нет. ГКУ «Организатор перевозок» начал борьбу с нелегальными перевозчиками в 2013 году, с 2013 года, вот с этого момента внимание специалистов было направлено на маршрутчиков на жёлтых микроавтобусах, водителей автобусов, задействованных в межрегиональных перевозках, а также таксистов. Владельцы таких транспортных средств, как правило, объединялись в союзы, организовывали незаконные автовокзалы. Наибольшее скопление таких водителей можно было наблюдать на набережных и на железнодорожных вокзалах. О комфорте и безопасности пассажиров, конечно же, речи не шло. Но ситуацию удалось переломить. Касательно жёлтых маршруток, конечно же, не все они были нелегальными, но большая часть таких автобусов работала с серьёзными нарушениями. Помимо этого, пассажиры были вынуждены получать низкое качество обслуживания: это неудовлетворительное санитарно-техническое состояние транспортных средств, низкий профессиональный уровень водительского состава, небезопасные посадка и высадка. Как следствие, многочисленные ДТП с участием таких автобусов. Но для Москвы это прошлое. Уже пять лет назад город удалось избавить от этой проблемы. А.СОЛОВЬЁВА: Ну слава богу. Арсен, скажите ещё, пожалуйста, сколько за всё время, начали бороться с нелегальными перевозчиками в 2013 года, вы сказали, сколько было выявлено нарушений со стороны вот этих самых нелегальных перевозчиков? А.НЕФЁД: С 2015 года выявлено более 155 тысяч нарушений у нелегальных перевозчиков. Удалось полностью избавиться от незаконных автовокзалов и перезапустить работу частных перевозчиков. Это большая работа, которая сегодня значительно обеспечивает безопасность москвича. С начала года в Москве (только с начала года) выявлено свыше 14 тысяч нарушений, связанных с работой нелегальных перевозчиков. На спецстоянки направлено более пяти тысяч автомобилей, а это в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, когда пассажирская активность была невысокой из-за пандемии. Тут следует отметить, что, по меньшей мере, 90% нарушений обнаруживается среди владельцев легковых автомобилей, которые нелегально работают как такси. Это как раз к слову, то есть, как перекрасились эти нелегальные перевозчики. То есть они не могут уже камуфлироваться в общей массе и фактически они работают на легковых машинах, это распространённые модели машин как в такси, но они не окрашены в жёлтый цвет, это, по сути, с виду это обычный автомобиль. И для того чтобы, скажем, доказать осуществление этой нелегальной перевозки, наши сотрудники вынуждены выступать в роли таких вот покупателей услуг. А.СОЛОВЬЁВА: То есть сами когда. А.НЕФЁД: Да, да, да. А.СОЛОВЬЁВА: Контрольная закупка, что-то типа этого, да. А.НЕФЁД: Да, которая происходит фактически непосредственно перед остановкой транспортного средства. Тут, конечно, водитель начинает говорить, что он не таксист, он везёт друга. А.СОЛОВЬЁВА: Ну просто так. А.НЕФЁД: Да. Тут, если бы это был не наш сотрудник, то есть не каждый человек в этой ситуации начинает, скажем так, говорить правду, он кивает… А наш сотрудник действительно, что вызывает порой дикую ярость у этих самых таксистов, потому что легенда рушится, рассыпается на глазах. А.СОЛОВЬЁВА: Вы знаете, ещё какой у меня возник вопрос в связи с этим. Ведь сейчас практически все такси, они подключены к агрегатору. То есть как же эти нелегалы работают? Получается, что вот эти бомбилы так и остались. То есть ты можешь словить на улице. Или они как-то нелегально подключаются? А.НЕФЁД: Нет, они вообще никак не подключаются. Они не пытаются быть похожими на официальное такси, даже не пытаются. Они ловят, просто сказать, с руки, то есть они курсируют. Вот тут очень тоже интересный пример. В Коммунарке. Мы были в Коммунарке, там вроде и места остановиться такого нет, но если постоять и понаблюдать, они курсируют вокруг… ну там по дворовой территории, выезжают на основную магистраль. И те товарищи, как правило, это рабочие, это все, скажем так, если мы говорим сейчас о «Тёплом Стане», это «Фуд Сити», это все, кто работает. А.СОЛОВЬЁВА: Торговцы. А.НЕФЁД: Торговцы или работники этой зоны. Они, по сути, им и не нужно, и не пользуются они официальными такси. Их проще по уже известной, ходят эти машины вокруг, они стоят на дороге. Самое интересное, про удобство и комфорт говорить тут вообще не приходиться. То есть он подбирает одного, стоящего одиноко, то есть он увидел, махнул, эти машины, я говорю, они сразу видны, они побитые, то есть, проблемы их нет выявить. Значит, одного забрал, объехал вокруг и вот так нарезает круги, пока не соберёт себе полную машину, и едет до метро. Самое интересное, что цена поездки… А.СОЛОВЬЁВА: Такая же, да? А.НЕФЁД: Да, она порой и больше. То есть, если автобус едет 40-50 рублей, они собирают по 100. Тоже курьёзный случай. Подсел наш сотрудник в такую машину, там были также и вот такие пассажиры. Останавливается ГАИ, то есть буквально в 800 метрах от метро, они выходят, перепугались, стоят на остановке общественного транспорта, вроде всё понятно, это Москва, они говорят: что нам делать, куда, надо сейчас такси вызывать, да вот же, куда она поедет, неизвестно. То есть эта категория граждан, наверное, не доходит до них эта информация через Telegram-канал департамента транспорта или иные способы информирования. А.СОЛОВЬЁВА: Я поняла, речь идёт всё-таки об определённой социальной группе, да? А.НЕФЁД: Да, да, безусловно. А.СОЛОВЬЁВА: Давайте вернёмся к метро. Какие нарушения чаще всего встречаются и у каких станций метро? А.НЕФЁД: Раз мы сейчас тут про букет нарушений говорим, эти все нарушения, первый фактор — это максимальный пассажиропоток. То есть, где больше народу, где больше таких пересадок с одного вида транспорта, то есть на самых крупных ТПУ фактически бывают попытки это всё делать. Это, например, торговля, то есть это Курский вокзал. Там тоже определённая категория людей, которые обещают никогда не уйти. Ну тут сложно с этим… не сложно, а с ними мы не спорим, а продолжаем свою работу делать эффективно, пресекая и мешая им это делать. Допустим, в части вот таких вот бомбил это, конечно, вылетные магистрали. Потому что кто-то хочет ехать с большим комфортом, быстрее, чем едет автобус, без остановок. Но для этого у нас в городе предусматривается и более экспрессный маршрут. Поэтому работа ведётся не только на пресечение этой истории, но и на возможность получения более массово этой услуги, чтобы исключить спрос. То есть, по сути, нелегал, он не появится на месте на ровном, он не может приехать, просто там встать и начать работать. А.СОЛОВЬЁВА: Ему нужен спрос, конечно. А.НЕФЁД: Ему нужен спрос. То есть спрос рождает предложения. Поэтому мы максимально стараемся действовать со всех сторон, как и пресекать, так и усиливать транспортно. А.СОЛОВЬЁВА: Арсен, а как производится контроль за деятельностью вот этих нелегальных перевозчиков? Это ежедневно же, да, происходит? А.НЕФЁД: Да. Я даже более вам скажу, круглосуточно. В ситуационных центрах мы проводим мониторинги, в том числе и карпулинговых сервисов, и соцсетей. На основе собранной информации наши специалисты осуществляют совместные рейды с контрольно-надзорными органами, чтобы пресечь эту незаконную деятельность. Совместно с сотрудниками нашего учреждения в таких мероприятиях принимают участие коллеги из различных служб: это сотрудники Главного управления Министерства внутренних дел, сотрудники ГИБДД, сотрудники центрального межрегионального управления Госавтодорнадзора, сотрудники Московской административной дорожной инспекции, ну и, конечно, это сотрудник ГКУ «АМПП». В части вот этой территории сопредельной Москва – Московская область, мы здесь работаем с Минтрансом Московской области, у них есть управление регионального административно-транспортного контроля. В ходе рейдов мы фиксируем нарушения правил дорожного движения транспортными средствами, обязательно проводится разъяснительная работа с пассажирами и, кроме того, весь процесс наши сотрудники обязательно фиксируют на камеру. И, конечно, в случае выявления нарушений нелегальные перевозчики привлекаются к ответственности. А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо большое, Арсен. Я напомню нашим слушателям, что у нас сегодня в гостях был первый заместитель руководителя ГКУ «Организатор перевозок» Арсен Нефёд. Спасибо большое ещё раз за интересную беседу. Обсуждали мы тему борьбы с нелегальной деятельностью на территории транспортного комплекса столицы.