Войти в почту

Начальник управления планирования перспективной инфраструктуры ГКУ «Организатор перевозок» и автор Telegram-канала «Грубо говоря» Дмитрий Грубый в программе «Город дорог» на радиостанции «Говорит Москва». 03.11.21

А.СОЛОВЬЁВА: 13 часов 6 минут в российской столице. Это программа «Город дорог». Меня зовут Анна Соловьёва. Здравствуйте. У нас сегодня в гостях начальник управления планирования перспективной инфраструктуры ГКУ «Организатор перевозок» и автор Telegram-канала «Грубо говоря» Дмитрий Грубый. Здравствуйте, Дмитрий. Д.ГРУБЫЙ: Здравствуйте. А.СОЛОВЬЁВА: Говорить мы сегодня будем об изменениях маршрутной сети «Магистраль» в Москве. Сначала я обозначу наши координаты. SMS-портал для ваших сообщений +7-925-88-88-948, Telegram govoritmskbot, Telegram-канал наш с последними новостями radiogovoritmsk. Итак, приступим. Это одна из самых актуальных сейчас тем, все сейчас её обсуждают, на самом деле изменения маршрутной сети «Магистраль», начались эти изменения с Южного административного округа и Центрального. Эти изменения уже сейчас запущены, в этом месяце. Д.ГРУБЫЙ: Да, в ноябре планируем запустить новую маршрутную сеть в Южном и в Центральном округе. Эта сеть сделает наземный транспорт более удобным для почти двух миллионов жителей. Жители получат прямые, часто ходящие маршруты, которые доставят их к их точкам назначения быстрее, чем это происходит сейчас и, главное, надёжнее. Потому что основная, скажем так, вещь, которую мы делаем в рамках этой маршрутной сети, это мы сокращаем дублирование. То есть, если сейчас у вас, может быть, на вашей остановке, которой вы пользуетесь, останавливаются два, три, четыре, пять маршрутов, но все они редкие и, соответственно, их расписание не всегда получается согласовать, время ожидания маршрута на остановке достаточно непредсказуемо, то теперь дублирование будет сокращено, маршрутов станет меньше, но зато они станут ходить чаще, как следствие, надёжнее. Мы рассчитываем, соответственно, на то, что это поднимет сервис на качественно иной уровень. Не надо будет жителю смотреть расписание или смотреть в «Яндекс.Карты», чтобы понимать вообще, как ему доехать и когда ему доехать, когда его автобус. Пользовательский опыт будет, скорее, сравним с метро. Потому что мы же с вами не думаем никогда о расписании метро, мы просто приходим на станцию, садимся в поезд и едем, куда нам нужно. Такой же уровень сервиса получат жители. У нас сейчас в этих районах 43 процента жителей охвачено вот такими высокочастотными маршрутами, то есть меньше половины, после запуска новой маршрутной сети ровно в два раза этот показатель поднимется. То есть 86 процентов жителей будут иметь в доступе магистральный маршрут, то есть часто ходящий, надёжный, быстрый и относительно прямой. А.СОЛОВЬЁВА: Насколько сейчас вот эта сеть «Магистраль» сравнима с метро? Можно ли вообще сравнивать подземку и наземный транспорт, вообще, в принципе, по количеству пассажиров, по маршрутам? Или всё-таки это совершенно разные виды транспорта? Д.ГРУБЫЙ: Ну, конечно, это разные виды транспорта. У каждого вида транспорта в городе в целом своя транспортная ниша. Они нужны для разного, выполняют разные задачи, и довольно плохо, когда пытаются несвойственную данному виду транспорта задачу ему навязать. Но у нас в городе, слава богу, транспортная система более-менее сбалансирована, есть магистральный рельсовый транспорт — это метро, МЦК, МЦД, роль которого в том, чтобы перевозить большие массы людей на очень большие расстояния, то есть через полгорода или через весь город. Но, разумеется, этого недостаточно. То есть для людей, которые ездят из условного Бутова на условную «Чеховскую», метро самый лучший вид транспорта и никакой автобус никогда не заменит здесь метро, нет такой цели. Цель в другом. У нас же есть перемещения не только вот такие, а есть перемещения внутри района, в соседний район. Потом людям нужно до этого рельсового каркаса доехать. Необязательно доезжать им до ближайшей станции метро и потом делать много пересадок. Может быть, людям будет удобнее доехать на магистральном маршруте не до ближайшей станции метро, а проехать чуть дальше, но сразу пересесть, допустим, на МЦК. Поэтому та задача, которую мы решаем также в рамках этой сети, — это дополнить существующий каркас. То есть можно сравнить с кровеносной системой. Есть у нас артерии, крупные сосуды, а есть вся прочая кровеносная система, вплоть до капилляров. И мы должны сделать так, чтобы одно по качеству не уступало другому, но при этом, конечно, задачи решаются немножко разные. Вот что общего можно назвать? Этот пассажиропоток, в принципе, сравним. То есть речь идёт о нескольких миллионах пользователей и там, и здесь. И мы хотим пользовательский опыт наземного транспорта подтянуть к пользовательскому опыту рельсового транспорта, в первую очередь в плане надёжности и предсказуемости. То есть поднять уровень доверия автобусам до уровня доверия метро или МЦД, МЦК. А.СОЛОВЬЁВА: Ну и по сути как бы, вы немножко так поэтично описали, кровеносная система, это, по сути, одна инфраструктура, это единая инфраструктура. Д.ГРУБЫЙ: Это, да, единая транспортная сеть, которая работает скоординировано друг с другом. Для того чтобы она скоординировано работала, также предпринимаются достаточно большие усилия на протяжении последних лет: это речь идёт и о системе оплаты проезда, и о пересадках, ну, об этом поговорим ещё. А.СОЛОВЬЁВА: Дмитрий, насколько я знаю, проект «Магистраль» запустился уже пять лет назад. Что за это время вообще успели сделать? Д.ГРУБЫЙ: Да, времени прошло много, действительно. В 2016 году мы запустили первые магистральные автобусы в центре, что позволило перейти от каких-то петляющих, ездящих кругами, непонятных никому автобусов и ходящих к тому же редко, к простым, прямым и понятным маршрутам через центр радиальным или диаметральным и так далее. С тех пор мы достаточно сильно развили в первую очередь инфраструктуру. То есть, в отличие от метро или того же МЦД, которые ездят по своим путям и не испытывают никаких проблем, связанных с пробками, для автобусов, например, для трамваев это не данность. То есть первое, что мы должны были сделать и в основном уже сделали, хотя эта работа продолжается и будет продолжена в ближайшие годы, — это вытащили автобусы и трамваи из пробок. А.СОЛОВЬЁВА: Выделенки. Д.ГРУБЫЙ: Да, это выделенные полосы. То есть мало того, что они растут количественно, и в этом году мы перейдём рубеж в 400 километров выделенных полос в городе, они растут, проект выделенных полос развивается ещё и качественно. То есть, во-первых, мы придумали так называемый московский стандарт выделенных полос — это отделение выделенной полосы от прочих таким заметным буфером в разметке, с такими галочками треугольными. То есть водителю сразу очевидно, что здесь выделенка. Это и стандартизация зон перестроений, чтобы не было слишком длинных разгонных полос, которые зачастую друг с другом сливались и от выделенки, по сути, ничего не оставалось. Мы придумали этот новый стандарт, внедрили его в ГОСТ — и теперь наши выделенные полосы работают намного эффективнее. Кроме того, помимо вылетных магистралей, где раньше были выделенные полосы, мы теперь понимаем, что их надо делать также там, где просто много общественного транспорта, он испытывает затруднения. Вот, например, на юге один из важнейших ТПУ нашей новой сети — это «Царицыно», и там для того, чтобы от «Царицына» автобусы могли отъехать и выехать на выделенку по Липецкой, соответственно, на Каспийской улице, такая небольшая районная улица, но там были большие пробки, там мы сделали выделенку. Она достаточно эффективно работает, и жители теперь на 10-15 минут добираются домой быстрее. Но, на самом деле, что важно — это не только то, что они добираются быстрее. Самое важное — это предсказуемость. Вот раньше у нас, например, была такая проблема, что люди стоят на остановке, вроде бы пробки нет рядом с этой остановкой, автобус всё не идёт и не идёт, и не идёт, и как же так. Это вызывает законное раздражение. А дело-то в том, что он застрял в пробке где-то ещё. Поэтому основная задача выделенных полос даже не в том, чтобы быстро ехать, чтобы ехать быстрее пробки. Основная задача — обеспечение регулярности, предсказуемость движения для автобусов. И вот эту задачу мы с успехом решаем. Помимо вот этого всего, мы ещё в прошлом году, проанализировав поездки людей в выходные дни, поняли, что в субботу, например, люди ездят больше, чем в понедельник. Потому что люди ездят не на работу, они ездят по каким-то делам. И пробки, в общем-то, в субботу больше, чем в понедельник. И поэтому для того, чтобы обеспечить работу транспорта общественного ещё и по выходным хорошо, было принято решение, что все выделенные полосы в Москве работают в режиме 24 на 7. Это и безопасность движения повышает. Потому что поток машин, который раньше выезжал на выделенки в выходные, их там никто не ждёт, поэтому безопасность снижалась. И, конечно, работа наземного транспорта улучшилась в выходные дни. Что мы сделали ещё? Это билетная система, система оплаты проезда. Опять-таки, все помнят, до 2018 года пассажиры испытывали вот это неудобство, я бы даже сказал, унижение, связанное с необходимостью всем входить в одну дверь. И на каком-то крупном транспортно-пересадочном узле посадка в автобус… А.СОЛОВЬЁВА: Турникеты вы имеете в виду. Д.ГРУБЫЙ: Да, турникеты, конечно. Если автобус, допустим, с гармошкой, то могла посадка занимать десять минут. Особенно это «здорово» работало на маршрутах с интервалом в три минуты. Только в один автобус чтобы сесть, нужно десять минут потратить, а там интервал три минуты, чтобы всех вывезти. Поэтому было принято решение и соответствующее техническое обеспечение этого решения о входе во все двери, что значительно улучшило и скорость движения, и регулярность, и, опять же, пользовательский опыт. Из последнего, что поменялось, это можно вспомнить ввод бесплатной пересадки между маршрутами наземного транспорта. То есть мы всё ближе и ближе приближаемся к тому, чтобы пересадки вообще не ощущались пассажиром как что-то, как какое-то затруднение на его пути. А.СОЛОВЬЁВА: Скажите ещё несколько слов о новой схеме, о новых маршрутах. Где уже успели внедрить вот эти изменения? Д.ГРУБЫЙ: В 2016 году изменения были внедрены в центре. В 2017 году также была вторая волна изменений в центре, которая сделала маршруты ещё более удобными. Были у нас изменения достаточно значительные маршрутной сети у Киевского вокзала. Они были связаны с вводом пересадочного узла современного на площади Киевского вокзала и со строительством Солнцевской линии метро. Там у нас появились тоже магистральные маршруты М17, например. Также две недели назад или десять дней (честно говоря, подзабыл) внедрили мы два магистральных маршрута для обслуживания «Сити». «Сити» связан линией метро с «Киевской» и с «Арбатской», но этих связей для обслуживания такого количества людей явно недостаточно. Поэтому мы при помощи электробусов, которые сейчас уже частично движутся по выделенным полосам, а в следующем году будут полностью двигаться по выделенным полосам, мы создали также связи с «Белорусской» и с «1905 года», «Краснопресненской». То есть у людей, которые хотят куда-то ехать, с работы или, наоборот, на работу откуда-то, у них появится больше удобных возможностей добраться до «Сити». Потому что далеко не всем удобно ездить через «Киевскую», во-первых. Ну и там провозная способность этой линии ограничена. Поэтому «Сити» получит, помимо того, что ещё и МЦД туда придёт четвёртая, в 2023 году, как я помню, или 2024-м, также ещё и наземный транспорт будет выполнять такую магистральную роль там. Уже, в принципе, это началось. А.СОЛОВЬЁВА: Слушатель нам пишет в Telegram. Алекс Ли: «Отмена турникетов на транспорте привела к увеличению числа безбилетников. Я сам часто езжу, не оплачивая проезд». Вы согласны, Дмитрий? Д.ГРУБЫЙ: Ну, некоторое увеличение числа безбилетников, наверное, есть. Но для того, чтобы бороться с этим явлением, ГКУ «Организатор перевозок» и Мосгортранс, перевозчик, формируют бригады контролёров, которые ходят, проверяют, выписывают штрафы — и в целом это работает эффективно. Да, конечно, некоторые небольшие потери билетной выручки есть. Но надо понимать, что отмена турникетов, помимо увеличения всего пользовательского опыта улучшения для пассажиров, она вообще ещё снижает эксплуатационные затраты перевозчиков. Потому что для того, чтобы сделать соответствующее количество оборотных рейсов, нужно меньше машин теперь, они просто быстрее оборачиваются, потому что нет задержек. Поэтому эти эффекты друг друга вполне компенсируют. А.СОЛОВЬЁВА: Да, выгоднее в итоге получается. Д.ГРУБЫЙ: Да, в итоге выгоднее и перевозчику, и городу, и особенно выгоднее жителям. Всё-таки о жителях мы думаем в первую очередь. А.СОЛОВЬЁВА: Вернёмся к магистральным маршрутам. По какому принципу будут происходить новые изменения и кого они коснутся? Д.ГРУБЫЙ: Новые изменения запланированы на ноябрь этого года в ЮАО и ЦАО и дальше последовательно мы пойдём как бы по часовой стрелке, начиная от ЮАО, дальше на запад, ЮЗАО, ЗАО и так далее по часовой стрелке, и круг этот замкнётся, как мы планируем, в конце 2022 года. Почему мы начали вообще в ЮАО? Дело в том, что там достаточно большое количество новых проектов реализуется. Это и БКЛ, и МЦД было реализовано в прошлом году … хотя нет, уже два года назад (время быстро летит), и какие-то проекты там реализуются по жилой застройке. Соответственно, город сильно изменился в последние годы и сильно изменится ещё. И поэтому, как бы стыкуясь с этими изменениями, мы убиваем в некотором смысле двух зайцев одним выстрелом. То есть мы и адаптируем систему наземного транспорта к произошедшим изменениям, и заодно делаем то, что давно пора было сделать, вот это уменьшение дублирования, улучшение качества обслуживания существующих пассажиров и приведение как бы сети наземного транспорта в тот вид, в котором она вообще должна происходить. Вот ещё, что важно сказать, что те изменения, которые вы увидите реализованными в ноябре, это не финал для юга. Это не значит, что на этом всё закончится. Мы уже сделали и в прошлых годах, и в этом году инфраструктуру, это и выделенные полосы, и остановки, и какие-то пересадочные узлы, но развитие инфраструктуры на этом не остановится. Будут добавлены другие инфраструктурные мероприятия. Опять-таки, выделенные полосы, остановки, пересадочные узлы и кое-что ещё, там всякие повороты новые для наземного транспорта. И вслед за этими изменениями будет развиваться и маршрутная сеть. То есть в некотором смысле это первый этап, то, что происходит сейчас. Будут дальнейшие улучшения. В том числе одним из драйверов этих улучшений будет, конечно, обратная связь жителей, то, что они пишут на Едином транспортном портале и на карте. Самое главное — там выложена карта, как она будет выглядеть, маршрутная сеть, с ней можно ознакомиться, собственно, люди это уже делают. И там есть форма обратной связи, через неё они посылают свои пожелания, свои какие-то отзывы, иногда проклятия, конечно, но тем не менее, и эти отзывы все внимательно изучаются. Безусловно, там есть ценная информация, которую мы либо сейчас, либо чуть позже к сведению примем. А.СОЛОВЬЁВА: А куда вообще люди могут писать? Д.ГРУБЫЙ: Самое лучшее место, куда писать, — это есть форма обратной связи на карте новой маршрутной сети, которая размещена на Едином транспортном портале. А.СОЛОВЬЁВА: На портале вашем. Д.ГРУБЫЙ: Да-да. При помощи поиска просто в «Яндексе», Google можно. А.СОЛОВЬЁВА: А есть какие-то конкретные примеры, когда эта обратная связь имела последствия? То есть когда инициатива пришла снизу и были реализованы эти предложения. Д.ГРУБЫЙ: Да, есть такие меры. Я расскажу на моём любимом примере. Есть такой на юге ЖК «Царицыно», он расположен чуть севернее Бирюлёва Восточного. Это новый жилой комплекс с очень плотной жилой застройкой, там очень большое население. И сейчас он, по сути, не обслуживается наземным транспортом. То есть люди вынуждены ходить на Липецкую улицу, а с учётом того особенно, что там ведётся строительство, это достаточно неудобно. В рамках новой маршрутной сети туда предусмотрен запуск наземного транспорта. Причём мы планировали, что маршрут… Там у нас есть три типа маршрутов. Вот магистральная, которая выполняет основную транспортную функцию и по сути это такая, на ступеньку ниже метро. Есть маршруты районные, на две ступеньки ниже метро. Опять-таки, если по сути говорить, которые нужны для каких-то более мелких, более локальных связей. И есть маршруты социальные, которые выполняют какую-то специальную функцию, — это подвоз к каким-то социальным учреждениям, к МФЦ… не знаю, куда там люди ездят, МФЦ, больницы, поликлиники, все эти места. А.СОЛОВЬЁВА: Насколько я помню, там вот эта как бы нумерация разная. Д.ГРУБЫЙ: Да. А.СОЛОВЬЁВА: Социальные маршруты, там номер будет, по-моему, розового цвета. Д.ГРУБЫЙ: Да. Во-первых… Немножко отклонились, но раз уж начали, дорасскажу. Нумерация маршрутов действительно меняется и две самых важных вещи, которые тут можно выделить, во-первых, отсутствие дублирования номеров. У нас в какой-то момент в городе было семь седьмых маршрутов. Была Е7, была М7, была С7, был трамвай седьмой, был автобус седьмой, был троллейбус седьмой и так далее. Это, конечно, не очень-то удобно. И поэтому теперь номер, он всегда уникальный. То есть, если есть маршрут М89, значит, никакого другого 89 нет и быть не может. Это первое. И второе — из самого номера маршрута можно уже понять, что это за маршрут. То есть, если это М, значит, он частый, значит, он куда-то вас далеко увезёт и это как бы основной наш продукт. Есть маршруты Н — ночные, которые работают только ночью. Есть маршруты С — социальные, которые выполняют какую-то суперспециальную функцию. И если вы не знаете про него, то, скорее всего, он вам не нужен. И есть маршруты просто без буквы, это районные обычные маршруты, которые выполняют какую-то районную функцию. Так вот, возвращаясь к нашему примеру по ЖК «Царицыно». Планировалось запустить маршрут районный как бы по окраине района, Элеваторная, кажется, улица называется, могу путать названия, по Проектируемому проезду 6631 и по Элеваторной улице, то есть по краю района. А через центр района пропустить социальный маршрут. Получив некоторое количество обращений от местных жителей, от экспертов, мы поняли, что, хотя это и будет некий крюк, но лучше, просто там так улицы построены, что без крюка нельзя проехать. Будет это некий крюк небольшой, на две минуты, но лучше пропустить районный маршрут через центр жилой застройки в Царицыно. Там мы строим, кстати… По нашей просьбе префектура и застройщик строят остановку, спасибо им большое за помощь. И прямо в центре этого жилого района получится остановка с прямым и быстрым маршрутом с одной стороны к метро «Царицыно», с другой стороны к железнодорожной станции в Бирюлёве. И жители все получат в радиусе 200-250 метров максимум от подъезда, они смогут пойти, у них там такая среда, почти полупешеходная, там фактически дворовые проезды и пешеходный бульвар. И, не пересекая каких-то супербольших улиц, не уходя куда-то за пределы своего микрорайона, особенно не пересекая стройку или Большую Липецкую улицу, они смогут подойти к этой остановке и уехать либо к железнодорожной станции, либо к метро, что будет для них, конечно, весьма удобно. И мы думаем, что там будет достаточно большой пассажиропоток, на этом маршруте. А.СОЛОВЬЁВА: Все маршруты, о которых мы говорим, они, имеют ли вообще какую-то привязку к метро? Д.ГРУБЫЙ: Ну, конечно, да. Одна из задач, которую мы решали, это удобный подвоз к рельсовым каркасам, то есть это к метро, к БКЛ, к МЦК, к МЦД. Но это далеко не единственное, что мы делаем. Потому что функция наземного транспорта этим не ограничивается. Это, в том числе, поездки в какой-то соседний район. Это внутрирайонные коммуникации, социальные связи. И, если мы говорим особенно о центре, но не только о центре, то это просто перемещение людей даже на какие-то средние расстояния. То есть у нас сейчас по центру, в принципе, не в большинстве, но во многих случаях можно перемещаться, вообще не спускаясь в метро, на автобусе это быстрее. То есть, если вам хочется проехать куда-нибудь с Нового Арбата куда-нибудь на «Проспект Мира», то раньше вы должны были что делать? Вы должны были дойти далеко до метро, спуститься в метро, сделать две пересадки, потому что Арбатско-Покровская линия не пересекается с Калужско-Рижской, там подняться и там ещё дойти. А вот этот маршрут, с Нового Арбата на «Проспект Мира», диаметральный, он позволит вам быстро доехать, и вам метро вообще уже не нужно. И, посмотрев на успех таких маршрутов, которые диаметрально соединяют между собой зоны тяготения двух линий метро, которые в свою очередь между собой тоже не пересекаются, мы в новой маршрутной сети сделаем больше таких маршрутов. То есть у нас будет соединён также «Проспект Мира» ещё с «Тульской», с районом «Тульской», там же тоже не пересекается рыжая ветка с серой. У нас будет соединёно «Шоссе Энтузиастов» с Большой Пироговской улицей, с Хамовниками. И, кстати говоря, там, где сейчас магистральные маршруты в Хамовниках не имеют пересадки на МЦК и на метро «Спортивная», потому что там эстакада такая над проходом от стадиона «Лужники», собственно, к станции «Спортивная», и там остановки нет. Соответственно, мы немножко поменяем эти маршруты, и они поедут через районные улицы, и будет пересадка и на метро, и на МЦК. И вот таких инфраструктурных улучшений, помимо новых остановок, для улучшения доступности пешеходной. Мы делаем ещё целое множество улучшений, связанных с пересадочностью, связанных с удобством пересадки как между автобусами нашей сети, так и на рельсовый транспорт. На «Каширской» мы делаем, сейчас достраивается на улице Маршала Шестопалова такой, достаточно инновационный пересадочный узел с остановками на платформах и с выделенными полосами в левом ряду, что позволит не застревать маршрутам и так далее. А.СОЛОВЬЁВА: Дмитрий, у нас, к сожалению, остаётся уже совсем немного времени. Давайте напомним, как будет расширяться проект «Магистраль» и в каких округах. Д.ГРУБЫЙ: Первый этап, это ноябрь 2022 года — ЦАО и ЮАО, и дальше в течение 2022 года мы пойдём по часовой стрелке — ЮЗАО, ЗАО и так далее. А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо, Дмитрий. У нас сегодня в гостях был начальник управления планирования перспективной инфраструктуры ГКУ «Организатор перевозок», автор Telegram-канала «Грубо говоря» Дмитрий Грубый. Спасибо ещё раз за беседу. Д.ГРУБЫЙ: Спасибо вам. А.СОЛОВЬЁВА: Обсуждали мы изменения маршрутной сети «Магистраль», которые вот сейчас начались в Южном административном округе и в ЦАО. С вами была Анна Соловьёва. Это была программа «Город дорог». Всем пока.