Долгий и кропотливый процесс: как реставрируют столичные объекты культурного наследия

Уже более 35 лет реставрационная мастерская «Наследие» занимается реставрацией и воссозданием памятников истории и культуры. За это время специалисты организации отреставрировали и воссоздали более двух тысяч исторических памятников во многих российских регионах, в том числе около 200 объектов культурного наследия в Москве.

Долгий и кропотливый процесс: как реставрируют столичные объекты культурного наследия
© Mos.ru

Например, за последние годы мастера привели в порядок памятник А.С. Пушкину на Пушкинской площади и памятники Н.В Гоголю на Никитском и Гоголевском бульварах. Также они восстановили памятник Максиму Горькому, который был возвращен на свое историческое место — в сквер на площади Белорусского вокзала.

В 2019 году завершилась реставрация еще одного символа столицы — памятника Юрию Долгорукому на Тверской площади. Кроме того, была проведена большая работа по реставрации парковой скульптуры музеев-усадеб «Кусково», «Останкино» и «Архангельское».

Отдельного внимания заслуживает реставрация горельефа работы Е.В. Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ.

«У этого объекта непростая судьба, более 40 лет он считался утраченным. Известное произведение случайно обнаружили при разборе поздних выставочных конструкций павильона “Центральный” под фальшстеной в 2014 году. Гипсовые фигуры были сильно повреждены и нуждались в реставрации. Сложность работ была обусловлена и внушительными размерами произведения — на горельефе площадью 90 квадратных метров изображено более 1500 человек», — рассказал Юрий Щедров, генеральный директор реставрационной мастерской «Наследие».

Работы продолжались около года. Мастера восстановили отбитые фрагменты скульптур, удалили загрязнения, пятна и поздние тонировки, обмазки, инородные записи, укрепили склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие. Кроме того, были заделаны трещины и технологические стыковочные швы, воссоздана живопись в авторском цвете и тоне, поверхность покрыли слоем бронзы.

Весной 2019 года завершилась реставрация и другого знакового объекта, одного из главных символов ВДНХ — фонтана «Дружба народов». Участие в ней принимали специалисты «Наследия». 16 женских золотых скульптур демонтировали и перевезли в мастерскую, где 25 реставраторов восстанавливали их в течение четырех месяцев. Они полностью удалили остатки старой позолоты, расчистили поверхность до бронзы, покрыли каждую фигуру несколькими подготовительными слоями сурика и лака и только после этого перешли к золочению. В результате было использовано более шести килограммов сусального золота.

Кроме того, на ВДНХ провели большую работу по реставрации бетонных и отделанных золотой смальтой скульптур девушек с лавровыми венками, украшающих углы фасада павильона № 58 «Земледелие» (бывший павильон «Украинская ССР»). Восстановили и скульптурные композиции «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства», расположенные у главного входа в павильон. Также отреставрировали архитектурно-скульптурное оформление фасада павильона № 34 «Космос» — скульптуры «Механизатор» и «Трактористка».

Среди восстановленных памятников советского периода — скульптурное оформление жилых домов на площади Гагарина (Ленинский проспект, дома 30, 37).

Текущие проекты

Сейчас специалисты компании «Наследие» занимаются реставрацией надгробий некрополя Донского монастыря XVIII–XX веков и Донского кладбища. В работе находится 74 уникальных художественных надгробия — это памятники представителям высшего русского дворянства и купечества XVIII века, известным личностям и деятелям того времени.

Также ведется реставрация памятника великому русскому баснописцу И.А. Крылову на Патриарших прудах. Кроме того, началось восстановление выдающегося произведения монументального искусства первой половины XIX века — памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Также выполняется комплекс работ по ремонту и реставрации фасадов гостиницы «Метрополь».

«Реставрации всегда предшествует долгий и кропотливый процесс, включающий в себя сбор исторических сведений, информации по истории памятника, разработку проектной документации, написание и утверждение методики проведения работ. При работе с памятником перед специалистами в первую очередь стоит задача по комплексной расчистке поверхностей от биозагрязнений, трудноудаляемых потеков и пятен, черных органических пленок, пятен от воска, краски, ржавчины. Особое внимание уделяется восполнению различными методами трещин, сколов, выбоин, утрат объема, дефектов литья, мест выхода литьевой арматуры», — поясняет Юрий Щедров.

По его словам, сегодня в штате группы компаний находится более 150 человек. Это ведущие специалисты по реставрации каменного зодчества, скульптуры, живописи и изделий из металла, дерева, керамики. Все они имеют большой опыт, постоянно повышают квалификацию, проходят аттестации. Кроме того, в мастерской работают архитекторы, инженеры и искусствоведы. Благодаря их высокому профессионализму и применяемым передовым технологиям все работы выполняются в срок и в соответствии с современными принципами реставрации.

Популяризация профессии реставратора

Большое внимание организация уделяет подготовке молодых кадров. Ежегодно она принимает студентов из ведущих профильных российских учебных заведений — вузов и реставрационных колледжей — для прохождения практики на площадках мастерской.

«Особое внимание в процессе обучения уделяется современным методам реставрационной работы и проектирования, проблемам охраны памятников и профилактическому уходу за памятниками, повышению престижа и значимости профессии реставратора и профессиональной ориентации молодежи. Самые успешные студенты остаются работать в коллективе мастерской. Таким образом мы обеспечиваем привлечение новых дипломированных специалистов и преемственность методов реставрации», — рассказывает Юрий Щедров.

Организация также регулярно проводит экскурсии для взрослых и детей. Их приглашают посетить реставрационные мастерские металла, камня, гипса, терракоты, дерева, живописи, позолоты, узнать об особенностях разных направлений реставрации и увидеть, как устроены рабочие места мастеров. Также гостям показывают мастерскую по копированию скульптур.

После теоретической части проводится мастер-класс, где посетители могут попробовать себя в роли реставратора: промыть поверхность скульптуры, слепить утраченные фрагменты, заполнить картограммы дефектов памятника, склеить разбитые сосуды, выполнить чеканку металла и не только.

«Основной целью нашего проекта можно назвать популяризацию профессии. Условно существуют два направления: развлекательное и обучающее. Первое — для детей помладше, им просто интересно узнать что-то новое, побывать в необычном месте. Старшим школьникам мы даем возможность определиться в выборе будущей специальности, попробовав себя в роли реставратора. Для заинтересованных ребят мы проводим консультацию на тему дальнейшего поступления, рассказываем о необходимых профпредметах в зависимости от желаемой специальности, обсуждаем перечень учреждений, готовящих специалистов, советуем, как подготовиться к поступлению, и так далее», — говорит Юрий Щедров.

Реставрационная мастерская «Наследие» — неоднократный победитель конкурса «Московская реставрация». В разные годы сотрудники организации были удостоены наград за высокое качество реставрации художественных надгробий некрополя Новодевичьего кладбища и 50 произведений садово-парковой скульптуры музея-усадьбы «Кусково», а также за лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию и за высокое качество ремонта горельефа работы Е.В. Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» в павильоне «Центральный» на ВДНХ.