История одного здания: как менялась усадьба Гусева на Большой Полянке
Изначально улица Большая Полянка называлась Космодамианской улицей — по церкви Космы и Дамиана, которая находилась в Кадашевской слободе. Улица была малонаселенная, вокруг располагались обширные поля, поэтому в XVIII столетии за ней закрепилось название Полянка.
Когда-то здесь жили ремесленники — бондари и ткачи. При Петре I на территории нынешней Большой Полянки располагался монетный двор и большой продовольственный рынок. Начало интенсивного жилого строительства в этом районе относится к первой четверти ХVIII века. До этого времени, за исключением храмов, здесь почти не возводили больших каменных зданий.
В XIX столетии на улице начали селиться чиновники, представители духовенства и разбогатевшие купцы, застроившие ее усадьбами с пышными садами. Именно тогда Полянка становится Большой Полянкой. Надворный советник Марк Гусев купил здесь участок в 1822 году и построил каменный дом с двумя деревянными корпусами по границам владения. В усадьбе Гусев открыл чайный магазин, сделал винный погреб и наладил производство винно-водочных изделий.
В 1857 году он продает ее московскому купцу первой гильдии Алексею Зайцеву, который в скором времени заметно переустроил участок. При нем появился двухэтажный хозяйственный корпус, фасад которого украшали декоративные элементы: рамочные наличники, межэтажный и завершающий карнизы, боковые пилястры. На въезде во двор с Большой Полянки были сделаны ворота с широким проездом и двумя арочными проходами, вписанными в стройные симметричные портики, завершенные треугольными фронтонами.
В 1880 году вновь сменился владелец усадьбы — им стал известный провизор Карл Феррейн. К флигелю пристраивается каменная сторожка и сарай, в самом флигеле устраивают квартиры. Кроме того, здесь появились лаборатория, аптека, склад аптекарских материалов и стеклянной посуды. А в сарае с южной стороны флигеля размещался каретник.
После революции 1917 года в здании располагались различные учреждения. Многочисленные косметические ремонты лишь ухудшали его внешний облик и внутреннее убранство. Штукатурка скрыла декоративные элементы фасада, вместо аптечных витрин появились обычные окна, была заделана парадная дверь. Служебные строения были снесены, ограда с пилоном разобрана, как и пристройка, в которой когда-то была дворницкая. В итоге цельный архитектурный ансамбль был нарушен.
Реставрация старинной усадьбы
В 2016 году по программе Правительства Москвы «1 рубль за 1 квадратный метр» в здании усадьбы началась реставрация. К тому времени флигель уже заметно обветшал и находился в запущенном состоянии, требующем срочного вмешательства специалистов, перед которыми стояла задача не только отреставрировать флигель и сохранить его изначальный облик, но и приспособить под современное использование.
Со стен сняли штукатурку, сделали вычинку ослабленной кладки. Трещины и другие дефекты на фасадах также устранили. В цоколе укрепили стены с помощью инъекций сложным раствором.
«В центре главного фасада нам удалось раскрыть историческую дверь. По бокам от входа, на основании раскрытых зондажей, теперь снова есть широкие витринные окна. В цокольной части мы сделали узкие оконные проемы в виде продухов. Это решение принято из-за невозможности устроить широкие приямки на пешеходном тротуаре. На фасадах удалось отреставрировать все декоративные элементы: карнизы, наличники. Что-то мы расчистили, что-то сделали заново по шаблонам сохранившихся элементов», — рассказывает руководитель проекта реставрации архитектор Татьяна Борисова.
Внутри сделали свободную планировку, при этом сохранили исторические карнизы и печи, в подвале отреставрировали свод, а по линии главного фасада воссоздали кирпичную ограду и пилон ворот с калиткой.
Цвет здания был выбран по выявленным фрагментам покраски — голубые фасады, детали белые, а крыша красно-коричневая.
В 2017 году городская усадьба купца М.Н. Гусева стала лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» сразу в двух номинациях, таких как «Лучший проект реставрации/приспособления» и «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ».