Войти в почту

Воображаемое метро: почему в столице Башкирии не появился подземный транспорт

Грезы о тоннелях Первые надежды на появление в Республике Башкортостан метро возникли еще в 1980 году: тогда число жителей Уфы перевалило за миллион, а городу миллионнику полагается иметь метрополитен. Власти поспешили составить планы будущей сети и даже опубликовали их местных газетах. Второй проблеск народных чаяний случился уже в 96-м: первый камень будущей подземки торжественно заложил президент Борис Ельцин. Правда, камень находится в Уфе и по сей день, а первая станция метро на его месте так и не возникла. С тех пор разговоры о стройке, которая вот-вот должна начаться, то возникают, то утихают вновь. Так к примеру, в далеком 1998 году правительством республики было принято постановление о сдаче в эксплуатацию пускового участка в 2007 году. Спустя шесть лет дата пуска была перенесена на 2010 год. При этом до 2005-го на стройку ежегодно выделялось некоторое финансирование из федерального и республиканского бюджетов, но на самом деле начато оно не было. После от идеи отказались и вовсе. И если в начале десятых годов мэр Павел Качкаев еще пытался хоть и не очень активно, но выступать за строительство подземки, то пришедший ему на смену Ирек Ялалов впоследствии исключил возможность его строительства окончательно. Он попросту назвал метро нецелесообразным для города, сославшись на похожий опыт консервации метрополитена в Омске. Его решению вторили и местные власти. «Построить метро в Уфе невозможно с точки зрения геологии и географии», – заявлял в 2017 году председатель регионального госкомитета по транспорту и дорожному строительству Тимур Мухаметьянов. Окончательно добил надежды на появление метрополитена директор института «Башдортранспроект» Динар Халитов, сообщивший общественности и журналистам безрадостные вести о том, что все площадки для строительства станций за годы были попросту застроены. «Их уже нет. То есть наработки, которые были, их уже нет», – заявил он. Фактически это означает, что для строительства сети метрополитена в Уфе ее проект придется разрабатывать с нуля. Что же мешало? Казалось бы, при существующем проекте, финансировании и уже даже зарезервированных площадках, для строительства метро было бы достаточно просто начать процесс, но на деле все оказалось гораздо сложнее. Уфимская земля, по мнению исследователей, просто отторгает саму идею о том, что в ней можно рыть тоннели. По словам Владимира Барышникова, в Москве тоже есть сложности из-за непрочности грунтов, но там совсем другая геология. Вот, к примеру, как описывает этот феномен один из авторов книги «Опасные геологические процессы на территории Уфимского полуострова» Владимир Барышников. «Если мы начнем строить тоннели в Уфе, процесс карстования усилится. Может запуститься цепная реакция — когда тектоника дробит толщу — увеличивается система трещиноватости: это каналы перетока подземных вод, поверхностных вод. Они меняют направленность и начинают размывать большую площадь», – рассказывал он во время презентации своего научного труда. Если говорить проще, это значит, что земля под Уфой имеет тенденцию к образованию карстовых провалов, которые могут возникнуть как в процессе прокладки тоннелей метро, так и во время его использования. А это, согласно заключению экспертов, может привести к разрушениям. Но на самом же деле все уперлось в непробиваемую стену экономической составляющей вопроса. «Реализация проекта требовала сооружения метрополитена в сложных геологических условиях, необходимости строительства станций в плотно застроенной городской среде, а также базировалась на гарантированном перспективном пассажиропотоке для окупаемости линий. Все это повлекло бы огромные финансовые затраты», – сообщается в историческом разделе на официальном портале города Уфы. Приводятся и расчеты: по информации администрации города, стоимость одного километра метро с учетом сложных условий составила бы около 5 млрд рублей. То есть даже без учета станций на строительство сети ушло бы порядка 75 млрд рублей. Кроме того, строительство метро привело бы к закрытию линии движения наземных поездов на территории Уфы – главная городская железнодорожная магистраль, идущая по проспекту Октября стала бы недоступна для горожан примерно на 9 лет. А в ее развитие уфимские власти вложили немало сил, финансовых и моральных. Сомнительные альтернативы Властям пришлось долго объяснять недовольным жителям башкирской столицы, почему у них нет подземки. В ход шли буквально любые аргументы – от тезисов об опасности его строительства и альтернативных предложений до откровенной подмены понятий. Например, в течение пяти лет подряд (с 2009 по 2015) в Уфе пытались активно внедрить сеть городских электричек, называя ее «наземным метро». За ее развитие активно выступал мэр Ялалов. Идея с треском проваливалась раз за разом: курсировавшие электрички отменялись трижды из-за полной невостребованности населением. Так, в 2012 году спустя два месяца после открытия маршрута им воспользовалась всего тысяча пассажиров. Другой «метрозаменитель» также вызвал немало вопросов. Речь идет о скоростном трамвае, о котором ведутся разговоры с 2012 года. Тогда местный электротранс даже взял под реализацию проекта кредит в 900 млн рублей, однако сам скоростной трамвай в Уфе так до сих пор не появился. Его строительство откладывалось из года в год по самым различным причинам – от отсутствия инвесторов до запрета на строительство в 2013 году из-за незаконности вырубки лесопарка для прокладки путей. Два года назад инвестор все-таки нашелся и теперь власти рассчитывают создать линию скоростного трамвая к 2024 году – 450-му юбилею Уфы. Справедливости ради нужно отметить, что превратить городские электрички в более-менее востребованный горожанами вид транспорта, у властей башкирской столицы все-таки вышло. Чуть успешнее предшественника оказался транспортный проект «Толпар»: это также сеть электропоездов, курсирующих в пределах Уфы с выездом на пригородные направления. Она прижилась – ее средний ежедневный пассажиропоток составляет более 500 человек. Несмотря на то, что ряд городов Приволжского федерального округа получили от правительства РФ финансирование на развитие метрополитенов, вопрос о его строительстве в Уфе даже не поднимался. С учетом того, что большую часть финансовой нагрузки при строительстве новых станций берет на себя федеральный бюджет, это означает, что в ближайшее десятилетие ожидать в столице Башкирии появления своего метро не стоит. Фото:Nikolay Gyngazov / Global Look Press / globallookpress.com, МУЭТ города Уфы,Елена Майорова,Zamir Usmanov / Global Look Press / globallookpress.com

Воображаемое метро: почему в столице Башкирии не появился подземный транспорт
© РИА "ФедералПресс"