Эксперты ОНФ призвали ограничить скорость и массу электросамокатов
Эксперты Народного фронта вместе с представителями профильных органов власти, общественных объединений и шеринговых компаний высказали предложения о возможном регулировании движения средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся самокаты, моноколеса, гироскутеры и борды, для повышения безопасности пешеходов. Они, в частности, поддержали ограничения скорости и массы СИМ с электродвигателями и указали на дефицит обустроенных велодорожек в российских городах. «Можно сделать вывод о разумности шеринговых компаний, которые несут определенную долю ответственности за безопасность, начали заниматься саморегулированием и контролем поведения пользователей с ограничениями веса и скорости. В пешеходных зонах скорость СИМ надо ограничивать до 15 км/ч. При этом могут быть и созданы зоны ограничений для самокатов, в том числе временные при проведении массовых мероприятий. Необходимо инвестировать в городскую инфраструктуру, то есть в создание качественных велодорожек. Важно не забывать, что наряду с прокатными компаниями есть курьерские службы, работающие круглогодично. Важно, чтобы и для них были регулярно очищаемые дорожки», – подвел итоги круглого стола эксперт ОНФ по безопасности в городе, координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Олег Леонов. По его словам, «ЛизаАлерт» использует электросамокаты при поиске пропавших людей в городской местности. «Электросамокаты раскупают как горячие пирожки. Сейчас для СИМ нет правил, хотя популярность их растет. Здесь нужно найти баланс между безопасностью и прогрессом», – подчеркнул заместитель руководителя Исполкома ОНФ Арсений Беленький. Он поддержал градацию правил и ограничений пользования СИМ в зависимости от возрастной категории (до 7 лет, 7–14 лет и старше 14 лет). Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов прогнозирует значительное увеличение спроса на электросамокаты в городе, которые используются в том числе водителями автомобилей для преодоления «последней мили» и экономии на дорогой зоне автопарковки. Шкуматов призвал найти «золотую середину» для профильного нормотворчества, которое не должно вредить развитию городского микротранспорта. О зарубежном опыте регулирования СИМ рассказал руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России» Александр Осипов. По его словам, в Сингапуре, где ввели ограничения для СИМ не больше 20 кг, производители элетросамокатов стали переходить на более дешевые и легкие материалы, что привело к многочисленным поломкам и возгораниям. Осипов отметил, что в России пока еще не создана необходимая велоинфраструктура, то есть выделенные велодорожки, которые должны статью частью стандартов городского благоустройства. Заместитель директора по клинической работе НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Александр Брянцев сообщил, что с травмами из-за электросамокатов за последний год в НИИ поступило 12 пациентов, летальных случаев не было. Однако он обратил внимание на скелетные и особо опасные для жизни черепно-мозговые травмы, получаемые в инцидентах с СИМ при падении, и призвал пользоваться средствами индивидуальной защиты, в том числе шлемами. Заместитель председателя Совета родителей детей-инвалидов Елена Медведенко призвала избежать при разработке регулирования СИМ отнесения к этой категории инвалидных колясок и других технических средств реабилитации, которые тоже могут быть оснащены электродвигателями, а также установить контроль за пользованием СИМ в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Медведенко предложила ограничить права использования СИМ с электродвигателем для детей до 14 лет и продвигать адекватное использование обычных СИМ, таких как ролики и велосипеды, для поддержания здорового образа жизни. Начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, полковник полиции Дмитрий Митрошин считает, что использование СИМ по сравнению с автотранспортом повышает безопасность дорожного движения. Так, в прошлом году с СИМ было зафиксировано на автомобильных дорогах шесть смертельных случаев, а в целом жертвами автомобильных ДТП стали 16 тыс. человек. Митрошин указал на некорректность суждений о неадекватности пользования СИМ по кадрам из видео про единичных маргиналов с экстремальным поведением, тем более что пользователь СИМ при столкновении с пешеходом может пострадать сильнее из-за неуправляемого заноса, как это было в случае с артистом Мариинского театра в Санкт-Петербурге. По его мнению, ограничение по мощности часто не соответствует реальным характеристикам, которые будет сложно установить при контроле. Кроме того, Митрошин выступил против приравнивания мощных электросамокатов к мопедам, поскольку они имеют разные характеристики безопасности и управляемости. Заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко рассказал о подготовке министерством профильных поправок в законодательство по регулированию СИМ, которые будут направлены для согласования в МВД России, и выступил против их формального отнесения к транспортным средствам. По его данным, в большом городе использование СИМ экономит при передвижении около 20 минут. Среди предложений Минтранса: правила распространяются только на СИМ с электрическим двигателем; поскольку контроль мощности не будет работать, а ущерб наносится в зависимости от скорости и массы, предлагается установить ограничения массы СИМ до 35 кг и скорости до 20 км/ч; пользование детям до семи лет запрещается; появятся новые дорожные знаки по ограничению передвижения СИМ с электродвигателями в зонах, определяемых местными властями. Запрещается движение на СИМ в нетрезвом состоянии. Эти поправки должны затем быть подкреплены санкциями Кодекса РФ об административных нарушениях (КоАП). Начальник ситуационного центра, заместитель руководителя ЦОДД (Центр организации дорожного движения правительства Москвы) Александр Евсин выступил за запрет «монстров-электросамокатов», которые способны развивать до 80 км/ч, но вместе с тем не подпадают по техническим характеристикам под категорию мопедов. Руководитель отдела по работе в очагах аварийности ЦОДД Москвы Яна Мерцалова сообщила, что наибольшее количество дорожных инцидентов с СИМ происходит при выездах с прилегающей территории и дворов, на пешеходных переходах и при выезде на проезжую часть. Она поддержала программные ограничения, введенные шеринговыми компаниями, по автоматическому снижению скорости в парковых зонах. ЦОДД, изучив зарубежный опыт регулирования, рекомендует Правительству РФ установить разрешенную скорость для СИМ в пределах 20–25 км/ч, а в качестве санкций применять не только штрафы, но и изъятие СИМ, если, например, пользователь управляет им в нетрезвом состоянии. Мерцалова выступила против разрешения СИМ передвигаться по магистральным дорогам, вместе с тем ЦОДД поддерживает развитие сектора СИМ, поскольку он экологичен и не загрязняет городскую атмосферу выхлопами. Редакция Ушайка.Ру