Войти в почту

Рядом с Каменнным мостом

Перекрёсток улиц Дзержинского (Херсонской, а начиная с 1918-го и в 20-е годы – Троцкого), Верхней Луговой и Добролюбова (Авраамовская) давно был сосредоточением городской жизни. Во всяком случае, после коренной перепланировки города начиная с 1782 года. Стоит заметить, что улица Херсонская-Дзержинского была принципиально новой для Курска: самой широкой, прокладывалась по неудобьям, начиная с западной части, а уже потом – по оврагам восточной. По самой нижней части этой улицы протекал Кур, через который был возведён мост – cначала деревянный, а в первой четверти XIX века – каменный. Он так и назывался – Каменный мост и долгое время был гордостью курян. Исправно служит городу и сегодня – под землёй. Но перейдём к подробному рассказу о примечательных особенностях этого перекрёстка и окрестностей. Здесь была подстанция На месте здания, стоявшего на юго-восточном углу улиц Дзержинского и Добролюбова (дом №4), в котором до 1989 года размещался железнодорожный техникум, когда-то находился дом военного клуба, сгоревший в 1892 году. Вскоре здесь было выстроено двухэтажное краснокирпичное здание служб управления Московско-Киево-Воронежской железной дороги. В 30-х годах в нём работала школа ФЗУ Западной железной дороги, где училась будущая знаменитая лётчица, Герой Советского Союза Екатерина Зеленко. Перед самой войной в этом доме разместился техникум железнодорожного транспорта. Осенью 1941-го, когда над Курском нависла угроза оккупации, техникум был спешно эвакуирован в город Кзыл-Орду Казахской ССР, а в ноябре 1943-го вернулся в родной город. После войны, до 1954 года, здесь работала школа машинистов локомотивов, позже переехавшая на Станционную. На том месте, где сейчас высится здание ЦНТИ, в 1897-1898 годах была сооружена электрическая станция для снабжения энергией трамвайного движения. Надо сказать, что до 1900 года улицы Курска освещались только керосиновыми фонарями (их было 661), которые по вечерам зажигали пожарные. Осенью 1900 года с этой станции стала поступать электроэнергия для первых 37 дуговых фонарей мощностью по 800 свечей, освещавших Московскую и Херсонскую улицы. В 1901 году акционерное общество «Курский трамвай» заключило с городской Думой контракт на устройство постоянной сети электрического освещения Курска. Для этого на берегу Тускари была построена небольшая электрическая станция мощностью в 603 киловатта. Она стала давать энергию 176-ти уличным фонарям, освещавшим главные улицы города. Часть энергии подавалась также в конторы и квартиры. С пуском в городе ЦЭС отпала необходимость эксплуатировать маломощную станцию бывшего акционерного общества «Курский трамвай» на улице Дзержинского, и она была переделана в городскую баню, кирпичная труба которой долго главенствовала над этим перекрёстком… Место работы Малевича Но вернёмся немного назад. В самом конце XIX века в связи с переводом в 1898 году в Курск из города Конотопа Черниговской губернии уп-равления Киево- Воронежской железной дороги аппарат оного очень разросся. Теперь оно называлось управлением Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Для него требовалось новое вместительное здание. Таковое было построено в 1902 году на улице Добролюбова (дом №7). К двум ранее сооруженным на этой же улице зданиям управления прибавилось третье – массивное, из красного кирпича. Трехэтажный дом с высоким цокольным этажом был увенчан крышей с фигурными башнями. Забегая вперед, скажу: его взорвут при отступлении наши и после освобождения города долго будут восстанавливать… В 1896 году в Курск из Киева после учёбы в рисовальной школе приехал Казимир Малевич. Устроился работать в управление МКВЖ чертежником. При этом продолжал заниматься рисованием и вскоре организовал в городе кружок любителей искусств. В 1904-м уехал из Курска, поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За Каменным мостом на углу Верхней Луговой улицы стояло двухэтажное здание Клуба кожевников, построенное в 1929 году. Накануне войны его заняло Курское ремесленное училище связи №1. Во время войны оно выгорело внутри и в дальнейшем восстановлению не подлежало. Одна площадь в двух частях Георгиевская площадь когда-то размещалась по обе стороны Херсонской улицы, из-за чего изначально в источниках до середины XIX века упоминалась как две площади. С запада их ограничивали улицы Золотарёвская (ныне Гайдара) и Архангельская (Карла Либкнехта). По плану 1782 года площадь предназначалась для продажи на ней хлеба, муки, овощей и прочих «жизненных припасов». В базарные дни (по понедельникам и пятницам) на ней полагалось поднимать флаг. Здесь можно было купить сено и солому, в связи с чем северная половина площади получила второе название – Сенная. Во время отправки товаров на Коренную ярмарку на площади останавливались различные обозы. При губернаторе Кожухове (1818-1826) «съестная» торговля была перенесена за Московские и Херсонские ворота, а также на площади Красную и Мучную (ныне – Советов). Власти предполагали изменить торговую направленность Георгиевской. Вскоре единственным серьёзным торговым мероприятием там стала ярмарка, которая проводилась в день памяти святого Георгия Победоносца – 23 апреля. На ярмарке прежде всего продавались глиняная и деревянная посуда, необходимая в домашнем быту, детские игрушки, пряники местного производства и книги. То есть чистый товар, который не способствовал захламлению площади, как это случалось в былые десятилетия. Помимо ярмарочной торговли на Георгиевской площади устраивали народные увеселения. Ежегодно на Святой неделе (после Пасхи) здесь организовывались гулянья. Предприимчивые люди арендовали у города площадь для устройства здесь балаганов, американских качелей, кукольных театров, каруселей и цирков. В 1873 году вместе с водопроводом в северной половине Георгиевской площади был устроен один из двух в городе фонтанов. Однако главной достопримечательностью этой местности был храм, давший название площади и неофициальное наименование Золотарёвской улице. По одним данным, Георгиевская церковь была построена в 1754 году вместо сгоревшей деревянной, по другим (из клировых ведомостей), её возвели в 1776-м. На страже благочиния Ещё в 1900 году Курский уездный комитет попечительства о народной трезвости обратился в губернское земское собрание с просьбой помочь в строительстве в городе Курске Народного дома. В том же году газета «Курские губернские ведомости» сообщила о чрезвычайном заседании городской Думы по вопросу об устройстве Народного дома в городе. Дума выделила для строительства просветительного учреждения место на Георгиевской площади (позднее – Пролетарский сквер). Но согласовать это решение с Курской епархией так и не смогли. Те считали, что от Народного дома пострадает благочинность окрест Георгиевского храма. Хотя шума и суеты от торговой направленности площади было ещё больше. Однако строить пришлось в другом месте – на Ямском спуске. Виктор КРЮКОВ