Катковский лицей, земская больница и художественно-реставрационная мастерская: Москва глазами Игоря Грабаря
Заслуги Игоря Грабаря в сохранении культурного наследия столицы трудно переоценить. Знаменитый художник, реставратор, просветитель, искусствовед и исследователь Москвы, он также успел проявить себя как талантливый архитектор.
После революции Игорь Эммануилович спас от сноса многие исторические здания. А еще именно он инициировал создание комиссии по реставрации памятников иконописи и живописи и вел работу по сохранению древних икон и фресок. С начала 1940-х под научным руководством академика Грабаря проводились масштабные работы по восстановлению памятников, пострадавших во время Великой Отечественной войны.
25 марта исполняется 150 лет со дня рождения Игоря Грабаря. В честь памятной даты mos.ru предлагает вспомнить несколько фактов из биографии мастера и совершить виртуальную экскурсию по местам Москвы, связанным с его жизнью и творчеством.
Катковский лицей
Будущий художник родился в Австро-Венгрии в 1871 году в семье юриста и депутата венгерского парламента Эммануила Ивановича и его супруги Ольги Адольфовны, которая занималась общественной деятельностью. Через несколько лет семья перебралась в Российскую империю.
В 11 лет Игорь Грабарь поступил в Московский Императорский лицей в память Цесаревича Николая, расположенный на Остоженке (дом 53/2, строение 1). Это учреждение в народе прозвали Катковским лицеем — одним из его основателей был публицист и реформатор образования Михаил Катков.
Это было принципиально новое для того времени заведение, где молодые люди из состоятельных семей получали классическое образование. В лицее были филологическое, физико-математическое и юридическое отделения. Новаторство заключалось в индивидуальном подходе преподавателей к каждому из воспитанников. На торжественной церемонии освящения нового здания лицея присутствовал император Александр II.
В 1889 году, окончив лицей с отличием, Игорь Грабарь уехал из Москвы, чтобы продолжить обучение в Санкт-Петербургском Императорском университете на юридическом и историко-филологическом факультетах, а затем поступить в Императорскую академию художеств. Окончательно вернулся в Москву он только в 1903 году.
Здание Катковского лицея по сей день служит образовательным целям. В настоящее время в доме на Остоженке располагается Дипломатическая академия Министерства иностранных дел России.
Больница имени Г.А. Захарьина
Общественную деятельность Игорь Грабарь успешно сочетал с занятиями живописью — сегодня музейные собрания страны хранят многочисленные натюрморты, пейзажи и портреты кисти художника. А сделанные им фотографии старых московских домов специалисты называют бесценными.
Отдельного внимания заслуживает талант мастера, проявившийся в архитектуре. По проекту Игоря Грабаря в селе Куркино (сейчас Москва, Куркинское шоссе, дом 29) была построена больница для лечения легочных заболеваний, названная именем выдающегося врача Григория Захарьина — основателя московской школы клинической терапии. Решение о строительстве больницы приняла вдова профессора Захарьина Екатерина после смерти их сына Сергея от туберкулеза.
Пучков, Филатов, Склифосовский. Выдающиеся врачи Москвы и их достижения
Строительство началось весной 1910 года. В своем проекте Грабарь воплотил палладианские мотивы. Основными идеями стали симметрия, перспектива и следование принципам античной архитектуры, определившие облик здания — парадный и монументальный. Больница была рассчитана на 50 пациентов, имела хирургическое и терапевтическое отделения, амбулаторию, а также корпуса для врачей и персонала. В ходе строительства применялись новые решения, которые позволили обеспечить операционную системой обогрева в зимнее время, а созданная система освещения намного превышала привычные для тех времен нормативы.
Полностью завершить отделочные работы помешала Первая мировая война. Тогда в больнице развернули госпиталь, а в 1920 году на его базе был создан хирургический костнотуберкулезный санаторий. Внутреннее оформление главного корпуса велось уже в 1930-е.
Свое единственное архитектурное детище Игорь Эммануилович неоднократно навещал. За прошедшие годы больница не изменила своего предназначения. Как и сто лет назад, сегодня здесь оказывают медицинскую помощь больным туберкулезом.
Художественно-реставрационная мастерская
После Октябрьской революции Игорь Грабарь инициировал создание в Москве комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (с 1924 года преобразованной в Центральные реставрационные мастерские). На протяжении нескольких лет под его началом специалисты вели масштабную работу по реставрации росписей и икон, сохранившихся в старинных церквях и монастырях древних русских городов. Основной задачей было не только восстановление памятников искусства, но и изменение подхода к этому процессу: если раньше реставрацию считали ремонтом, то Грабарь стремился сделать ее наукой и привлекал к работам специалистов в области химии, физики и микробиологии.
В 1934 году мастерские расформировали. Реставрационные работы возобновились только через 10 лет, и снова это произошло по инициативе Игоря Грабаря, который первым заявил о необходимости восстановления ценных объектов, пострадавших в результате Великой Отечественной войны. Так, распоряжением Совнаркома СССР от 1 сентября 1944 года была организована Государственная центральная художественно-реставрационная мастерская. Ее художественным руководителем был назначен Игорь Грабарь.
В 1945 году специалистам для работы выделили часть территории Марфо-Мариинской обители. Одним из первых проектов реставрации стал храм Покрова Пресвятой Богородицы, выполненный в стиле модерн по проекту Алексея Щусева. Его, как и многие другие храмы, благодаря гибкости и умению Грабаря обходить бюрократические препятствия реставраторы спасли от уничтожения, запланированного в ходе реконструкции Замоскворечья.
С 1960 года мастерской было присвоено имя ее основателя. Сегодня Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря находится на улице Радио (дом 17).
Городок художников
В 1930-е годы Игорь Грабарь вместе с женой, дочерью и сыном поселились неподалеку от улицы Верхняя Масловка в одном из домов городка художников, где располагались мастерские и квартиры живописцев. Здание было возведено по проекту архитекторов Владимира Кринского и Алексея Рухлядева в стиле рационализма. С Игорем Эммануиловичем соседствовали такие известные художники, как Юрий Пименов, Сергей Герасимов, Владимир Татлин и Василий Ватагин.
По воспоминаниям дочери Грабаря, на протяжении 15 лет он неукоснительно соблюдал режим дня: утро начиналось с прогулки вокруг стадиона «Динамо», далее он два часа работал дома, а после уезжал в созданный им Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры и возвращался уже вечером.
В настоящее время фасад дома 2 на Петровско-Разумовской аллее, где жил и работал знаменитый художник, украшает мемориальная доска работы скульптора Александра Заварзина. Изображенный на ней грифон в духе древнерусской архитектурной орнаментики, а также надпись, сделанная стилизованным старославянским шрифтом, символизируют научные и художественные пристрастия Игоря Грабаря, одного из основоположников отечественной школы искусствознания и реставрации.