Войти в почту

Фиксация лиц и «праздношатания»: зачем в московском метро установят экраны с камерами?

В московском метро появится новая система слежения. Камеры будут фиксировать движение пассажиров на станциях. Столичные власти установят на 85 станциях метрополитена более 300 мультимедийных экранов, как в некоторых вагонах метро, но со встроенной камерой. На это собираются потратить 932 млн рублей, следует из тендера на портале госзакупок, на который обратил внимание «Коммерсантъ».

Фиксация лиц и «праздношатания»: зачем в московском метро установят экраны с камерами?
© BFM.RU

Метрополитен заявил изданию, что камеры не будут распознавать лица и следить за пассажирами. Но, как отмечает газета, в техзадании сказано, что они обязаны иметь автофокус, снимать в разрешении Full HD, уметь «детектировать лица» и подсчитывать количество людей. Кроме того, в их функцию будет входить фиксация «пересечения пассажирами линии», «быстрого движения», а также «праздношатания».

Как могут использоваться полученные с камер данные, комментирует архитектор машинного обучения цифровой лаборатории Softline Николай Князев.

— Надо понимать, что хорошо распознать человека можно, если он прямо смотрит в камеру или находится недалеко от нее, чтобы было хорошее разрешение, изображение было не размыто. Поэтому камеры, которые сейчас стоят в метро и в подъездах, покрывают не очень большую площадь. Нельзя поставить камеру, которая бы покрывала сразу всю станцию метро и одновременно бы распознавала лица всех, кто там находится. Поэтому для повышения плотности покрытия камерами и отслеживания перемещений количество камер увеличивается. Фиксацию пересечения линий довольно легко сделать на камерах, это и мы делали. Это известная задача, она, как правило, используется для безопасности, часто на заводах, чтобы не заходили, например, в зону погрузки-разгрузки.

— Что оперативно может будет делать с такими переданными данными?

— Если говорить про безопасность, прежде всего можно анализировать людей, которые упали на рельсы, чтобы вовремя их обесточить и остановить поезд.

— Зачем встраивать камеры в экраны, не дороже ли это выйдет?

— Надо понимать, что помимо того, чтобы поставить камеру, к этой камере нужно подвести еще электричество. Это не менее, а часто гораздо более сложный процесс. И в этом смысле имеет смысл ставить камеры там, где электричество уже есть, то есть рядом с каким-нибудь экраном.

Все вычисления будут происходить не в центре обработки данных, а непосредственно в камерах — для этого им необходимы 2 Гб оперативной памяти и жесткий диск объемом 4 Гб. Доступ к данным будет у сотрудников метро, ЦОДД и МЧС.

Эксперты «Коммерсанта» предположили, что собранные данные о пассажирах и их поведении могут использовать и для маркетинговых целей, то есть для передачи третьим лицам. Имеют ли власти право собирать такие данные? Комментирует владелец IT-legal компании «Катков и партнеры» Павел Катков.

Павел Катков владелец IT-legal компании «Катков и партнеры» «Такая камера сможет получать данные, которые можно называть персональными данными, и если эти данные будут далее фиксироваться, то речь будет идти об обработке персональных данных, потому что это лицо человека. Если это еще высокоточная камера, то она может и глаз снять. То есть может четко идентифицировать личность на основании результатов работы этих камер. Что касается нарушения и соблюдения прав граждан, у нас есть статья 23-я конституции, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Но в данном случае речь не идет о частной жизни. Метрополитен — это публичное место, люди идут в нем открыто, поэтому я думаю, что говорить о нарушении статьм 23-й конституции здесь преждевременно, я не думаю, что для этого есть основания. Существует такое общее заблуждение, что персональные данные можно обрабатывать только на основании согласия и это согласие должно быть письменным. Однако это не так. Если вы откроете статью 6-ю закона «О защите персональных данных», там будет большой список вариантов случаев, когда эта обработка возможна без согласия. Один из таких предусмотренных законов случаев — это обработка персональных данных для повышения эффективности государственного и муниципального управления».

Согласно тендеру, установить такие камеры планируют уже к декабрю. К концу года метро также намерено ввести оплату проезда по биометрии. С согласия пользователя камеры на турникетах будут считывать лицо пассажира и снимать деньги за проезд с привязанного к его аккаунту счета.