В московском метро появится новая система слежения. Камеры будут фиксировать движение пассажиров на станциях. Столичные власти установят на 85 станциях метрополитена более 300 мультимедийных экранов, как в некоторых вагонах метро, но со встроенной камерой. На это собираются потратить 932 млн рублей, следует из тендера на портале госзакупок, на который обратил внимание «Коммерсантъ».
Метрополитен заявил изданию, что камеры не будут распознавать лица и следить за пассажирами. Но, как отмечает газета, в техзадании сказано, что они обязаны иметь автофокус, снимать в разрешении Full HD, уметь «детектировать лица» и подсчитывать количество людей. Кроме того, в их функцию будет входить фиксация «пересечения пассажирами линии», «быстрого движения», а также «праздношатания».
Как могут использоваться полученные с камер данные, комментирует архитектор машинного обучения цифровой лаборатории Softline Николай Князев.
— Надо понимать, что хорошо распознать человека можно, если он прямо смотрит в камеру или находится недалеко от нее, чтобы было хорошее разрешение, изображение было не размыто. Поэтому камеры, которые сейчас стоят в метро и в подъездах, покрывают не очень большую площадь. Нельзя поставить камеру, которая бы покрывала сразу всю станцию метро и одновременно бы распознавала лица всех, кто там находится. Поэтому для повышения плотности покрытия камерами и отслеживания перемещений количество камер увеличивается. Фиксацию пересечения линий довольно легко сделать на камерах, это и мы делали. Это известная задача, она, как правило, используется для безопасности, часто на заводах, чтобы не заходили, например, в зону погрузки-разгрузки.
— Что оперативно может будет делать с такими переданными данными?
— Если говорить про безопасность, прежде всего можно анализировать людей, которые упали на рельсы, чтобы вовремя их обесточить и остановить поезд.
— Зачем встраивать камеры в экраны, не дороже ли это выйдет?
— Надо понимать, что помимо того, чтобы поставить камеру, к этой камере нужно подвести еще электричество. Это не менее, а часто гораздо более сложный процесс. И в этом смысле имеет смысл ставить камеры там, где электричество уже есть, то есть рядом с каким-нибудь экраном.
Все вычисления будут происходить не в центре обработки данных, а непосредственно в камерах — для этого им необходимы 2 Гб оперативной памяти и жесткий диск объемом 4 Гб. Доступ к данным будет у сотрудников метро, ЦОДД и МЧС.
Эксперты «Коммерсанта» предположили, что собранные данные о пассажирах и их поведении могут использовать и для маркетинговых целей, то есть для передачи третьим лицам. Имеют ли власти право собирать такие данные? Комментирует владелец IT-legal компании «Катков и партнеры» Павел Катков.
Павел Катков владелец IT-legal компании «Катков и партнеры» «Такая камера сможет получать данные, которые можно называть персональными данными, и если эти данные будут далее фиксироваться, то речь будет идти об обработке персональных данных, потому что это лицо человека. Если это еще высокоточная камера, то она может и глаз снять. То есть может четко идентифицировать личность на основании результатов работы этих камер. Что касается нарушения и соблюдения прав граждан, у нас есть статья 23-я конституции, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Но в данном случае речь не идет о частной жизни. Метрополитен — это публичное место, люди идут в нем открыто, поэтому я думаю, что говорить о нарушении статьм 23-й конституции здесь преждевременно, я не думаю, что для этого есть основания. Существует такое общее заблуждение, что персональные данные можно обрабатывать только на основании согласия и это согласие должно быть письменным. Однако это не так. Если вы откроете статью 6-ю закона «О защите персональных данных», там будет большой список вариантов случаев, когда эта обработка возможна без согласия. Один из таких предусмотренных законов случаев — это обработка персональных данных для повышения эффективности государственного и муниципального управления».
Согласно тендеру, установить такие камеры планируют уже к декабрю. К концу года метро также намерено ввести оплату проезда по биометрии. С согласия пользователя камеры на турникетах будут считывать лицо пассажира и снимать деньги за проезд с привязанного к его аккаунту счета.