В Доме русского зарубежья открылась выставка Степана Колесникова
Своё мастерство он проявлял ещё будучи ребёнком. Он с легкостью поступил в Одесское художественное училище, а затем и в Императорскую Академию художеств. Его картины имели большой успех на международных выставках. В Мюнхене полотно «Весна» получило высшую награду. Николай II присвоил Колесникову звание почетного гражданина. Во время революции художник безоговорочно поддержал Белое движение, и вместе с большой частью русской армии оказался в Сербии. Эта страна становится его вторым домом.
«Сербы считают его своим национальным художником, мы считаем его нашим художником, российским, - рассказал коллекционер Вадим Задорожный, основатель Музея техники
Вадима Задорожного
. - На самом деле, это общий художник, который часть своей жизни, большую часть, работал и творил в Сербии, сохраняя свой русский дух и свое русское воспитание, свою русскую школу обучения».
«Работаю очень много и только в любимом труде нахожу облегчение и временно забываю свою тяжкую болезнь — беспредельную тоску по родине», - пишет Степан Колесников Илье Репину. Излюбленная тема в пейзажах Колесникова – русская весна: таяние снегов и половодье. Современники о нём говорили - «русская жемчужина» и «Паганини дубовых веток». Всё потому, что художник писал деревья, как он сам выражался, с вывертом, ссадиной и загогулиной.
«Он вообще был очень ярким человеком. Всё умел делать. Очень талантливый человек. Он и французской борьбой занимался, он сам строил, сам делал архитектурные проекты. Всё что угодно мог делать. На гитаре играл, готовил превосходно - продукты покупал в таком количестве, как будто армию хочет накормить. Вот такой! Очень любил жизнь», - рассказала телеканалу «Большая Азия» искусствовед
Татьяна Подстаницкая
, куратор выставки.
Эта энергия не могла не передаваться через кисть. В Сербии талант Степана Колесникова был оценен высоко. Каждая состоятельная югославская семья желала заполучить картину художника. Степану Федоровичу присвоили звание академика и поручили расписать плафон Оперного театра, а затем и стены храма в сербском монастыре.
При этом художнику дали полную творческую свободу, а сербский король Александр I принял Колесникова при дворе. Персональные выставки живописца в Праге, Лондоне, Париже и Брюсселе имели большой успех. Колесников принят и признан публикой.
«Это возвращение состоялось благодаря Вадиму Николаевичу Задорожному, который сумел вернуть очень большую коллекцию работ Степана Колесникова, которая, прежде всего, представляет его сербский период. Потому что в Сербии Колесников был, пожалуй, первым художником», - рассказал Виктор Москвин, директор Дома русского зарубежья.
В картинах Степана Колесникова нет нарочитого академизма. Возможно, поэтому художник кажется таким близким и как будто своим. Он много пишет сельскую жизнь, и в этих сюжетах отражается бесконечная любовь к родной земле.
«Я считаю, что эта выставка – торжество справедливости, торжество русского мира, великого русского искусства. И промыслительно, что она случилась именно сейчас», - уверена
Светлана Мельникова
, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Частная коллекция, которая представлена в Доме русского зарубежья, собиралась более 30-ти лет. Степан Колесников при жизни выставлялся в Петербурге и вот теперь впервые - в Москве.