В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Мозаики, дебаркадер, часовая башня: ищем изюминки Киевского вокзала

Место для увековечения победы над Наполеоном в 1912 году выбрали неслучайно: вокзал стоял как раз у начала дороги от на .
Мозаики, дебаркадер, часовая башня: ищем изюминки Киевского вокзала
Фото: На Западе МосквыНа Западе Москвы
В мае 2021 года впервые за 100 лет в Москве откроют новый вокзал – «Восточный». Расположенный в районе , он разгрузит Курский вокзал. Сюда будут прибывать все транзитные составы Октябрьской железной дороги или с северо-запада страны, которые через Курский вокзал идут на юг – в , Нижний Новгород, Иваново, Адлер, Воронеж и другие города.
«Восточный» станет 10-м железнодорожным вокзалом, которые словно опоясывают центр Москвы. Помимо выполнения своего прямого предназначения как минимум 6 из них являются архитектурным украшением столицы, в том числе один из самых красивых в столице – Киевский, расположенный в ЗАО. На днях на платформе #Москвастобой запустили серию онлайн-экскурсий «Москва вокзальная». Приглашаем и наших читателей отправиться на площадь Киевского вокзала вместе с научным сотрудником Музея Москвы, москвоведом Дарьей Булгаковой.
К 100-летию победы над Наполеоном
На строительство роскошного последнего вокзала Российской империи было потрачено 3,5 млн золотом, что по современному курсу примерно 100 млн долл.
Помпезный и легендарный Киевский вокзал был построен на стыке двух эпох. Первоначально в 1899 году на месте бывших Бережковских огородов открыли совсем другое здание Брянского вокзала (так он назывался до 1934 года). Ни одна станция в Москве не служила поводом для карикатур так часто, как эта вытянутая деревянная постройка с двумя подъездами. Но потешались недолго: в таком виде вокзал простоял всего 15 лет. В 1912 году, в год 100-летия Бородинской битвы, возникла идея на месте неприглядной постройки построить памятник архитектуры в неоклассическом стиле. Вокзал проектировали три архитектурных маэстро: В. Шухов, И. Рерберг и В. Олтаржевский. Однако открыть его удалось только в 1918 году: грянула Первая мировая. Так что задумывали вокзал при царе, а двери перед пассажирами он открыл при власти Советов.
Залы, залитые светом
Великолепен парадный вход: колонны, кессонированная арка, скульптуры, грация – всё это отсыл к триумфальной победе над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.
Механические часы на башне, «охраняемой» грозными орлами, установлены ещё при постройке вокзала.
Над одним из входов – атлеты с молотами, на другом – атлеты уже с виноградными лозами. Почему? В первый проходили пассажиры 3-го и 4-го классов, во второй – 1–2-го классов, если по-современному – «бизнескласс». Даже «экономкласс» – просторный, с залитыми светом залами, украшенными колоннами ионического ордера, – никакого сравнения с прежними коридорами, куда еле протискивались пассажиры с узлами и чемоданами. Здесь портики, сводчатые потолки, прекрасные кессонированные арки, всё это – ампир. А ещё – панно кисти художника Игнатия Нивинского.
Пассажиров 3–4-го класса встречали скульптуры атлетов с молотами, а 1–2-го класса – с виноградными лозами.
В зале для привилегированной публики ещё помпезнее. На потолке – великолепное панно художника Фёдора Рерберга. На полу – плитка Villeroy & Boch, на стенах – анималистические сюжеты, здесь и золотое руно, и грифоны, и львы. Это произведения искусства, мы как будто бы находимся в музее.
Почему вокзалы в Москве строили такими красивыми, помпезными, величественными, яркий образчик которых – Киевский вокзал? «Потому что людям нужно было внушить доверие к этой новой транспортной системе. Это был такой пиар-ход – сделать настоящий дворец, чтобы сюда хотелось идти», – пояснила москвовед Дарья Булгакова.
Как Москва и Киев обнялись
В залах можно встретить в оформлении и советскую преемственность. В картушах – серпы и молоты. В барельефах – тема индустриализации, где-то локомотив, где-то образование, наука. В части бывшего грандиозного зала для пассажиров 1-го и 2-го классов сейчас располагаются кассы «Аэроэкспресса» и выход на перрон к поездамово».
Один из парадных входов венчает мозаика Бориса Ланге с Георгием Победоносцем, покровителем Москвы.
Есть здесь и великолепные колонны, бра, лепнина, прекрасный витраж, изображающий дружбу между Россиеиной. Две фигуры – девушка в красном кафтане и девушка в национальном украинском костюме. Обнявшись, они стоят на фоне соборной площади Московского Кремля и Киево-Печерской лавры.
Реставрация по оригинальным образцам
Часовня-храм в честь Киево-Печерской иконы Божией Матери открылась здесь в 2004 году.
К 2010-м годам фасады и интерьеры вокзала нуждались в реставрации. В здании отреставрировали участки стены и подпружные арки, гранитные ступени и цоколь с решётками, колонны, пилястры, металлические и каменные скульптуры. Специалисты также отремонтировали кирпичную кладку фасадов, воссоздали декоративный слой штукатурки, металлическое покрытие выступающих частей стен и водосточных труб. Латунные ручки и дверные петли выполнили по образцу оригинальных, а пластиковые оконные блоки на первом этаже заменили на реставрационные. Новую жизнь получила и майолика на фронтоне – её расчистили от грязи и растительности, восстановили утраченные фрагменты.
Знаменитый дебаркадер – как парящий в воздухе прозрачный купол.
В залах дальнего следования восстановлена роспись, а некоторые детали интерьеров и даже целые помещения получили другой цвет. Отреставрировали и овальное панно на потолке. Проект реконструкции здания вокзала стал лауреатом конкурса «Московская реставрация – 2016».