Войти в почту

Руководитель Мосгорнаследия: каждый реставрируемый объект в Москве — это шедевр

В Москве насчитывается более 8,5 тыс. объектов культурного наследия, и почти 120 из них, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, были отреставрированы в 2020 году. В этом году масштабные работы по реставрации планируется начать в знаменитом Воспитательном доме, почтамте на Мясницкой и в других знаковых памятниках столицы. О том, как работали археологи и реставраторы во время пандемии коронавируса и какие объекты вновь открыли свои двери, рассказал в интервью ТАСС руководитель департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Руководитель Мосгорнаследия: каждый реставрируемый объект в Москве — это шедевр
© ТАСС

— Какие объекты в Москве удалось привести в порядок реставраторам в 2020 году? Что интересного нашли археологи?

— Хочу отметить, что 2020 год он был непростым для всех нас. Реставрационный сезон начался позже в связи с пандемией. Реставраторам, вышедшим на объекты после снятия ограничительных мер, пришлось менять свой график. Всего было отреставрировано 117 объектов. Вы спросите: много это или мало? Я посчитал, что если мы с вами поставим перед собой цель просто увидеть все эти объекты и в неделю будем посещать два-три, то на все у нас уйдет 52 недели. Ровно год. Я считаю, что это очень хороший результат. Но в реставрации цифры не показательны: если мы отреставрировали 117 объектов в 2020 году, то это не значит, что нужно в 2021 году отреставрировать не менее 118. Реставрация - это качество и внимание к деталям. И в части цифр мы никогда не гонимся за рекордами.

Если говорить про сами объекты этого года, то давайте вспомним, например, про Северный речной вокзал. В каком состоянии он был всего четыре года назад. В 2020 году комплексная реставрация этого уникального объекта, одной из визитных карточек нашего города, была полностью завершена. Отреставрировано более 500 подлинных осветительных элементов, 24 уникальных панно, украшающих фасад, шпиль с его уникальным механизмом, звезда. Все это восстанавливалось руками наших реставраторов.

Не могу не сказать и об усадьбе Орлова-Денисова, уникальном памятнике федерального значения на Большой Лубянке, 14. Это здание ценно не только своим архитектурным убранством, но и богатой историей. Очень сложный объект - около двадцати лет усадьба находилась практически в руинах и была на грани уничтожения. Но вот в 2020 году мы завершили там работу.

Особо хочу отметить Дом Наркомфина. Памятник десятилетиями разрушался, а ведь это жемчужина конструктивизма. И вот в 2020 году он был отреставрирован и стал одним из победителей конкурса "Московская реставрация". Облик, планировка объекта, 44 квартиры и историческая функция здания полностью сохранены. Когда работы тут только планировались, было много споров. Некоторые эксперты считали, что объекты конструктивизма в принципе нельзя реставрировать, а кто-то говорил, что это будет экономически невыгодно. И вот в 2020 году нам удалось разрушить все эти мифы. Более того, все 44 квартиры еще задолго до окончания реставрационных работ были проданы. Для меня показательно, что историческое жилье пользуется таким спросом. А позиция инвестора вызывает уважение: он выкупил первый этаж здания у городских властей, для того, чтобы вернуть ему первозданный вид - открыть бетонные колонны, на которых стоит дом.

Что касается археологического сезона, то в 2020 году археологические наблюдения проводились на 889 объектах, и было обнаружено более 15000 артефактов. Мне важно, что работы велись не только в центре, но и в Новой Москве, например, в усадьбе "Измалково". Полевой сезон тоже начался позднее, чем обычно, но это дало возможность археологам работать в мастерских.

В целом прошлый год был непростым, но он нас многому научил. А то, что у нас сейчас более 500 объектов в реставрации, дает нам надежды, что и 2021, и 2022 годы тоже будут очень интересными.

— Увеличилось ли в 2020 году количество нарушений собственниками зданий?

— Мы не ставим себе задачу увеличить количество проверок или штрафов. Наша цель - сделать так, чтобы соблюдалось законодательство и шла реставрация. Количество выявленных нарушений осталось на уровне 2019 года, было возбуждено порядка 400 дел об административных правонарушениях. Важно, что более 60 процентов нарушений в прошлом году были не столь серьезными. Если раньше это были работы без разрешений, причинение вреда памятнику, то в 2020 году - это больше несоблюдение сроков работ и сдачи отчетности. Такого результата удалось достичь благодаря тому, что в 2018-2019 годах мы делали акцент на разъяснительных мероприятиях, которые помогли собственникам понять, как подать документы, как работать с памятником. Отрадно видеть, что пользователи и собственники более трепетно стали относиться к культурному наследию.

— Активно ли жители столицы сообщают о зданиях, которые могут оказаться памятниками? Сколько таких заявлений было с 2015 года после запуска соответствующей программы?

— Москвичи очень внимательно и трепетно относятся к старинным городским зданиям. За последние пять лет было рассмотрено более 200 обращений от жителей о признании того или иного здания объектом культурного наследия. Благодаря такой активности неравнодушных граждан и нашей планомерной работе список объектов культурного наследия регулярно пополняется. Например, в 2020 году в реестр памятников было включено более 20 объектов культурного наследия, кроме того, было выявлено еще 9 новых памятников. Среди них - комплекс доходных домов XIX века на улице Станиславского, Рогожская амбулатория в Большом Рогожском переулке, здание Российской академии театрального искусства (РАТИ ГИТИС) на Земляном Валу. А всего с 2011 года охранный статус получили более 1000 памятников.

— Сколько объектов будет отреставрировано до конца 2021 года? Какой из них наиболее значимый?

— Сейчас у нас более 500 объектов в работе. Причем работы разного рода: проектные, исследовательские, реставрационные. Из объектов, за которые давно болит душа, - гараж для грузовых машин на Новорязанской улице. Уникальное здание архитектора Константина Мельникова, выстроенное в форме подковы, а сверху перекрытое куполом, световым фонарем разработки Шухова. Такое архитектурное решение неслучайно. Дело в том, что грузовики в то время не имели задней передачи. И такое построение помогало водителям заехать с одной стороны, а выехать с другой. Помимо возможности для такого маневра, светопрозрачная конструкция позволяла максимально использовать солнечный свет и экономить электричество. В здании сейчас идут проектные работы, и я надеюсь, что в 2022 году начнется реставрация.

Также стоит отметить усадьбу Снегирева, расположенную на Плющихе 62. Камерный особняк знаменитого врача, здание, с которого началась история "медицинского городка" на Девичьем поле, долгое время находился в аварийном состоянии, но весной прошлого года мы согласовали проект реставрации, и на объекте уже начинаются реставрационные работы.

В Доме архитектора Дуванова, напротив, реставрационные работы уже в активной стадии и до конца 2021 года будут завершены. Этот особняк относится к началу ХХ века и интересен богатой художественной отделкой интерьеров.

Если вернутся к глобальным задачам, то в первую очередь надо сказать про комплекс ГЭС-2. Она была построена для московской трамвайной сети. Сейчас реставрационные работы перешли в завершающую стадию, они длились три года. Теперь там будет центр современного искусства.

Я считаю, что каждый реставрируемый объект в Москве - это шедевр.

— Когда начнутся работы по таким объектам, как Воспитательный дом, комплекс "Правда" и почтамт на Мясницкой?

— Воспитательный дом - это знаковый объект для Москвы, крупнейшее здание середины XVIII века в центре города. Противоаварийные работы там уже начались. Проект реставрации и приспособления здания сейчас проходит Главгосэкспертизу. Планируется, что в марте он "выйдет из экспертизы", и тогда начнутся полномасштабные работы. В настоящий момент близки к завершению реставрационные работы по исторической ограде.

Комбинат газеты "Правда" является уникальным зданием 1930-х годов. В здании были пожары, была значительно повреждена кровля, с годами его состояние еще больше ухудшилось. Там также уже идут противоаварийные работы, первая их часть была завершена в 2020 году. Сейчас на объекте проходят инженерно-геологические обследования. По итогам этих исследований будет дорабатываться проект реставрации.

Что касается комплекса зданий Московского почтамта на Мясницкой 26, то мы долго шли к началу реставрации. И в 2020 году там начались противоаварийные работы по укреплению светового фонаря. До конца 2021 года специалисты укрепят купол здания, то есть завершат противоаварийные и исследовательские работы, а дальше будем разрабатывать проект реставрации.

— Хватает ли в Москве специалистов для реставрационных работ? Много ли среди них молодежи?

— Нельзя сказать, что у нас в Москве нехватка реставрационных кадров. Но в любой профессии настоящие специалисты, люди - фанаты своего дела всегда наперечет, их всегда не хватает. Поэтому одной из своих задач мы видим привлечение молодежи в профессию, чтобы молодые люди, которые вот-вот начнут работать, не только реставраторы, но и юристы, и экономисты, и урбанисты понимали, как работать с наследием. Понимали, что это не только сложно, но и интересно.

У нас есть отдельная программа работы с колледжами. Так на базе колледжа 26 кадр действует "Школа реставратора" для школьников 11-18 лет, а также в этом году мы запустили реставрационный кураториум с экскурсиями в мастерские, лекциями реставраторов и участием в работах на объектах реставрации и в волонтерских акциях. В рамках выставки "Денкмаль" мы проводим международные соревнования среди учащихся наших колледжей и молодых специалистов Ремесленной палаты города Лейпцига.

И, безусловно, надо сказать про молодежный форум "Наследие", который уже в третий раз прошел в Москве. Конечно, пандемия внесла свои коррективы, и форум прошел в 2020 году впервые в онлайн-формате. Благодаря этому трансляцию деловой программы посмотрели более 10 тысяч человек по сравнению с 2018 годом, когда только 500 человек смогли посетить мероприятие оффлайн. А в конкурсную работу над проектами были включены 17 ведущих вузов России и более 100 студентов профильных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и других городов. Мы расширяем количество специальностей, чтобы молодые люди понимали, что работа с наследием - это работа команды, и каждая составляющая важна.

— В прошлом году в Москве было установлено немалое количество мемориальных досок, в том числе и бывшему мэру столицы Юрию Лужкову. Сколько в среднем таких памятников ежегодно появляется в городе? Каков процесс принятия решений?

Ежегодно в городе устанавливаются около полутора десятков мемориальных досок. В 2020 году установили 20 мемориальных досок людям, многое сделавшим для нашей страны и столицы.

В 2021 году планируется увековечить память народного артиста СССР Юрия Никулина, советского композитора Аркадия Островского, министра газовой промышленности СССР Василия Динкова и других выдающихся личностей. Также традиционно будут установлены мемориальные доски героям.

При Мосгордуме есть комиссия, которая занимается вопросами установки монументов, памятников, а что касается мемориальных досок, то эту комиссию организовываем мы. Ее председатель - Наталья Алексеевна Сергунина, руководитель аппарата мэра Москвы. Инициатива об установке может исходить и от жителей. Однако в этом случае им необходимо обратиться в организацию, которая связана с деятельностью человека, память которого необходимо увековечить, чтобы эта организация взяла на себя обязательство по подготовке ходатайства, необходимых документов, в том числе и финансирование.

— Сказалась ли пандемия на Днях культурного наследия и традиционных экскурсиях? Какие планы в этом направлении в ближайшие годы?

Прошлый год был юбилейным, Дни культурного наследия прошли в двадцатый раз. Мы придумали массу мероприятий. И тут - пандемия. Сначала мы были в трауре, но в итоге открыли для себя онлайн-формат и даже продлили программу Дней наследия - провели не с 18 апреля по 30 мая, а растянули мероприятия на весь год. Всего в прошлом году Дни наследия собрали более 200 тысяч участников.

На нашем YouTube-канале были размещены лекции, мастер-классы, виртуальные экскурсии, в том числе по Риму, Дрездену, Лейпцигу, Парижу. Из необычного - на портале "Узнай Москву" опубликовали виртуальный тур по крышам, в который входит порядка 30 захватывающих фотопанорам.

Кроме того, мы во второй раз провели конкурс детского рисунка "Наследие моего района", на который поступило 1,5 тысячи работ.

Из новинок этого года - онлайн-марафоны "Дни наследия 2020", цикл программ "Московское краеведение", по итогам которых был выпущен сборник статей "Московский код". А еще мы впервые провели два краеведческих диктанта на портале "Узнай Москву", и обязательно в 2021 году продолжим этот формат.

— Вы смотрите на опыт других мегаполисов в работе с наследием? Что может быть полезно Москве?

— Москва - это не просто исторический город, на территории которого расположено более 8,5 тысяч объектов культурного наследия, но и один из крупнейших мегаполисов мира. Сохранять наследие в условиях такого динамично развивающегося города - непростая задача и без международного опыта нам было бы крайне сложно. Поэтому с 2015 года мы ежегодно проводим международный экспертный совет - ведущие реставраторы, архитекторы, специалисты по культурному наследию со всего мира приезжают в Москву, чтобы обсудить насущные проблемы отрасли, на конкретных примерах проанализировать реставрационные технологии, а главное - обменяться наработками и интересными решениями. Мы знакомим их с особенностями работы в столице, возим по нашим реставрационным площадкам. Надо сказать, что, по их мнению, многим европейским столицам есть, чему поучиться у Москвы.

Взаимодействие с международными экспертами ведется также в рамках выставки "Денкмаль", где мы с удовольствием обмениваемся опытом с зарубежными коллегами. У нас схожие проблемы, вопросы, и я очень рад, что нам вместе удается находить на них ответ.

Беседу вела Елена Кульбак