От ямщиков до телеграфа

Самым важным на пересечении нынешних улиц Ленина, Почтовой и Саровского в Курске по праву считалось старинное здание почты. Ведь в «дотелеграфную», «дотелефонную» и «доинтернетную» эпохи без почтовой связи управление государством превратилось бы в хаос. А Курск всегда был одним из узловых пунктов центра России: здесь когда-то переплетались татарские и ногайские сакмы, военные тропы, а позже – железные и автомобильные дороги. Доставлять с великим поспешением денно и ночно» В начале была национальная культура ямщиков. И культура эта до такой степени самостоятельная и самобытная, что слобода Ямская долгое время считалась едва ли не городом в городе. К слову, Курск упоминается во многих ямских поговорках и прибаутках. Вот, например: Валяй, кургузка, недалече до Курска,семь верст отъехали, семьсот осталось. Кургузка – это ямская лошадь с подрезанным (так полагалось) хвостом; 707 верст – это расстояние по одной из ямских дорог от Москвы до Курска. Чаще упоминается другое расстояние – 735 верст. Но ямщики являлись лишь предтечей настоящей почтовой службы, которую официально в России основал 17 декабря 1720-го года Петр I. Основать-то основал, но Сенат лишь в феврале 1733-го издал Указ, в котором говорилось: «…от Курска до Малороссийского рубежа почту учредить и поставить на каждой станции почтовыхпо 3 подводы из Ямской канцелярии немедленно». Все указы и прочие пакеты из Санкт-Петербурга повелевалось доставлять «с великим поспешением денно и ночно»… Но опять же, указы указами, а на деле только в 1782 году, согласно предложению орловского и курского генерал-губернатора Александра Прозоровского, в Курске учредили губернскую почту – для связи с губернскими и уездными городами, а спустя четыре года, в 1786-м, на углу улиц Московской и Москалевской (нынешняя Почтовая) одним из первых в формате новой городской планировки выстроили двухэтажное каменное здание почты – на том месте, где теперь высится строение первой очереди Центрального универмага. Курский прокурор С. Ларионов оставил нам описание её работы в 1786 году. Из него явствует, что почта тогда уже обслуживала и казённые учреждения, и частных лиц. К слову, ещё 24 июля 1740 года был объявлен Указ «Об устройстве почт в губерниях и провинциях». С принятием оного не только казённые ведомства, но и частные лица могли обмениваться корреспонденцией. То есть в огромной России появилась-таки свобода переписки. Итак, корреспонденция отправлялась: по воскресеньям – в Харьков и города Харьковского наместничества, в Полтаву, а также в Белгород, Корочу, Льгов, Обоянь, Старый и Новый Оскол, Путивль, Рыльск, Суджу и Тим. Возвращалась почта из этих мест во вторник и пятницу. По средам – в Тульское, Орловское, Воронежское, Киевское, Черниговское и Новгород-Северское наместничества, а также в Дмитриев, Фатеж и Щигры. Поступала почта из этих мест в среду и четверг. По пятницам почту отправляли в Москву, Петербург, Тулу, Орел и другие северные города. В декабре 1858-го практически в том же здании открыли телеграфную станцию, связавшую наш город с Москвой, а в мае 1859 года – с Харьковом. Там же вначале смонтировали оборудование первой телефонной станции. На фасаде здания установили почтовый ящик №1. Но все это было потом – в середине XIX века. Мы же снова вернемся в век XVIII… Окрестности почтамта Напротив здания курской почты, через улицу Почтовую, располагался дом купца и предпринимателя Ф.И. Печке – выходца из Германии. На первом этаже – магазин «Гастроном», где в основном продавались ликёро-водочные изделия и фрукты. Ныне на месте дома Печке – дом с магазинами (бывший «Гастроном №1»). Во время Первой мировой войны в 1915 году Печке и его семью выселили в город Уральск, завод и магазин экспроприировали по решению правительства. Второй этаж дома Печке тогда заняло под свои классы Курское отделение Императорского Русского музыкального общества. После революции в здании размещались губернская товарная биржа, здравотдел, контора «Электрострой». Дом сожжён в конце октября 1941 года при подходе к Курску немецкой армии. На углу улиц Ленина (Московской) и Бебеля стоит здание, специально построенное к началу 1948 года для Областного управления внутренних дел. Это было первое крупное строение в Курске после войны. Его творцами стали архитекторы В. С. Попов и А. Н. Иванов. Стоит вспомнить и тот факт, что проект здания Курского УМВД стал одним из победителей архитектурного конкурса 1948 года среди строений гражданского предназначения, где участвовало 266 объектов. При его строительстве были использованы фундаменты трехэтажного дома, в котором до революции размещалась 2-я женская гимназия, преобразованная из прогимназии. В 1908 году в ней было 17 классов, в которых занималось 908 гимназисток. Открыта она в 1900 году в доме М.А. Наумова на втором и третьем этажах. Куряне называли эту гимназию «зелёной» – по цвету формы учениц. Мариинская гимназия была «красной». Здание взорвано и сожжено в конце октября 1941-го при подходе немцев. В 1911-м в здании гимназии выставлялись работы художника Малевича. Дом книги начали строить вскоре после войны, в начале 50-х годов, по проекту молодого архитектора Марка Теплицкого. Считается, что облик строения и его расположение во многом продиктованы уже расположенным рядом зданием УВД. До строительства Дома книги на его месте располагалось двухэтажное здание, изначально принадлежавшее Ильинской церкви. Позже на его втором этаже находился курский филиал Московского международного торгового банка (Соединённый банк), а этажом ниже – магазины одежды и обуви. Здание пострадало во время войны, но основной причиной его последующего сноса стало как раз строительство Дома книги. Городничие в роли почтальонов В XVIII веке наш город постепенно становился важным почтовым пунктом, так как через Курск и Обоянь издавна пролегал Белгородский тракт, по нему перемещалась государственная почта, которая тогда называлась «генеральной». Почту внутри региона доставляли почтмейстеры, там же, где они отсутствовали, почтовая служба становилась зоной ответственности городничих. Но не все были согласны на возложение дополнительных обязанностей на городничих. Среди противников был и курский генерал-губернатор Беклешов (1743 – 1808), который говорил, что почтовая нагрузка «отвлекает городничих от настоящей их должности и дел прямого звания». Он предлагал ввести во всех городах должности почтмейстеров или экспедиторов. Средства же на содержание новых должностей, по мнению Беклешова, должен был выделять Московский почтамт. Повсеместное строительство почтовых домов началось после учреждения почтовых контор и экспедиций. Строились они из камня или из дерева – это зависело от того, насколько развиты были в губернии промыслы, и от количества жителей, занимавшихся коммерцией, которым «почта нужна была». Так, в Белгороде, Мценске надлежало построить «прочные каменные почтовые дома», а вот при строительстве в Севске, Брянске, Болхове, Ельце, Рыльске, Старом Осколе – исходя из стоимости и обилия строительных материалов. В Кромах, Ливнах, Тиме почтовые дома не предусматривались вовсе. В этих городах отправка почты, как и сами лица, ею занимающиеся, находились под присмотром городничих. Уже к началу XIX века была создана чёткая вертикаль подчинённости почтовых учреждений. Главными почтовыми органами являлись почтамты, у них в подведомственности находились губернские почтмейстеры, ниже – почтмейстеры уездные. Низшей ступенью местного почтового управления являлись почтовые станции. Уже по данным на 1786 год, в Курской губернии таковых работало аж 73. Во второй половине XVIII века реформа почты стала набирать обороты. При императоре Петре III на станциях начали учреждать почтовые дворы – своеобразные гостиницы с трактирами. Продавали на тех дворах «вина, полпиво, водку, кофе, чай и кушанье». В годы царствования Екатерины II предпринятое ею в 1787 году путешествие из Санкт-Петербурга на юг России и обратно (через Курск) в немалой степени способствовало улучшению российских дорог. Именно в эти годы были подписаны указы о составлении почтовой карты всех дорог, об обязанностях лиц при отправлении почты и многие другие, регламентировавшие работу почтовиков. По полушке с золотника Император Павел I своим Указом от 27 января 1800 года закрепил подчинённость Курской губернии за Малороссийским почтамтом. Этим же документом устанавливался весовой сбор с каждого почтового отправления: по полушке с золотника (4,265 гр.) на расстоянии 735 верст от Москвы, «а ежели хоть 10 верст далее 735 верст, то имать по другой полушке с золотника». Почте надлежало отправляться немедленно, «а именно, чтоб больше часа или двух часов оную не задерживать». Чтобы не было остановки при смене лошадей, ямщики, подъезжая, громко свистели. На свист выводили свежих лошадей и ямщик мчал дальше. Стоит вспомнить, что ещё Петр I решил было сломать эту древнюю традицию, по европейскому образцу он стал внедрять почтовый рожок в России, однако новшество приживалось с великим трудом. По российским дорогам по-прежнему мчались почтовые и курьерские подводы с лихим посвистом и криками: «Эй, родимые, грабят!». Из уездов к Курску издавна почта доставлялась по трём дорогам через Обоянь: из Белгорода, Богатого, Нового Оскола; по двум дорогам через Льгов; из Суджи и из Путивля через Рыльск; через Щигры и Тим из Старого Оскола и, наконец, из Дмитриева, что на Свапе, через Фатеж. Государственная же почта переправлялась из Москвы по Белгородской дороге – от Тулы к Харькову через города Мценск, Орёл, Курск, Обоянь и Белгород; по Киевской дороге – от Калуги к Глухову через города Болхов, Карачев, Севск; и по Воронежской – от Тулы к Воронежу через Елец. Теперь здесь ЦУМ Но время шло. Эпохи менялись. А вместе с ним менялся и почтамт. В 1938-1939 годах здание бывшей курской почты надстроили до четырех этажей и разместили в нем Областное управление связи. Осенью 1941-го его сожгли, и вскоре после освобождения города руины разобрали до фундамента. В начале 50-х на этом углу начали строительство трехэтажного здания первой очереди курского ЦУМа. А привычный курянам почтамт возвели на Красной площади. Сравнительно недавно зашла речь о том, чтобы установить памятник курскому почтальону. И если уж ставить таковой, то рядом с местом, где здание почты находилось исторически. Виктор КРЮКОВ

От ямщиков до телеграфа
© Курская правда