Слияние двух столиц: что в Ростове может напомнить туристам Москву и Петербург
Ростов-на-Дону, 7 февраля 2021. DON24.RU. Ростов-на-Дону славится среди туристов, урбанистов и историков тем, что ему удалось сохранить в себе колорит всех эпох, которые он застал за время своего существования. На одной и той же улице можно встретить здание в эклектическом стиле, в стиле сталинского ампира и даже в стиле модерн. Что же именно помогло донской столице стать настолько уникальным городом, посетив который, можно, в некотором смысле, считать, что ты видел немного Москвы и Санкт-Петербурга? Многие сходятся во мнении, что ответ на этот вопрос — работа над обликом города множества архитекторов разного происхождения, разных школ и разных стилистических предпочтений. Какие достопримечательности роднят Врата Северного Кавказа с Третьим Римом и Северной Пальмирой? Выясняла корреспондент ИА «ДОН 24». Близкий родственник московского ГУМа Ростовская городская Дума. Автор фото — Кристина Грекова Здание ростовской-на-Дону городской Думы знакомо всем жителям и частым гостям города. Расположено оно в самом сердце донской столицы, в силу чего его практически невозможно пропустить. Кроме того, его изображение, наравне с изображением стелы «Воинам-освободителям», встречается на всех видах сувениров и обложках книг, повествующих об истории города. Однако мало кому известно, что автор этого здания, архитектор Александр Померанцев, также является автором одной из самых значимых достопримечательностей Москвы — Государственного универсального магазина. Или, как его сокращенно называют, ГУМа. Александр Померанцев. Источник — wikipedia.org В 1888 году, когда проект Померанцева выиграл конкурс, объявленный перед строительством нового здания Верхних торговых рядов на Красной площади (в те времена ГУМ назывался именно так), городская Дума Ростова располагалась на Почтовой улице (сегодня — улица Станиславского) в особняке купца Максимова. Однако в середине 1890-х, когда строительство в Москве как раз подходило к концу, ростовские власти приняли решение построить новое здание для заседаний Думы. Но конкурс было решено не проводить. Александр Померанцев был приглашен на Дон специально для реализации данного проекта, так как ранее он с большим успехом построил в городе здание гостиницы «Московская» и доходного дома купца Генч-Оглуева. Гостиница «Московская». Автор фото — Кристина Грекова Здания выполнены в разных стилях. ГУМ — в неорусском, в то время как ростовская гордума — образец эклектики с элементами барокко. Впрочем, согласно первоначальной задумке Померанцева, у них должен был быть яркий общий акцент. А именно — над внутренним двором-колодцем ростовского здания должен был появиться стеклянный шатер, удерживаемый металлоконструкциями. Государственный универсальный магазин. Автор фото — Josef F. Stuefer - originally posted to Flickr as [1], CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4800174 Аналогичные навесы были созданы в здании Верхних торговых рядов Москвы между тремя основными пассажами. Однако данная идея так и не была воплощена в жизнь. Братья златоглавые Ростовский Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Автор фото — Денис Демков Мало кто знает, но у ростовского Собора Рождества Пресвятой Богородицы и московского Храма Христа Спасителя один и тот же автор — архитектор Константин Тон. При этом оба сооружения — в некотором смысле новоделы. Оригинальное здание главного храма донской столицы было разрушено во время гонений на церковь в СССР и в годы Великой Отечественной войны. А первоначальный Храм Христа Спасителя был разобран и взорван в 1931 году по приказу советских властей, так как на его месте планировалось построить Дворец Советов — самый амбициозный архитектурный проект в СССР, который так и не был реализован. Храм Христа Спасителя. Автор фото — Alvesgaspar - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15860708 Впрочем, оба здания восстанавливались с большой точностью и вниманием к деталям, так что можно сказать, что сегодня мы по-прежнему наблюдаем их в том виде, в каком их задумывал Тон. Храмы выполнены в русско-византийском стиле, изобретателем которого и считается сам Тон. Однако, по воспоминаниям очевидцев, проекты всех храмов, что создал этот архитектор, были очень похожи друг на друга, а потому назывались типовыми. Впрочем, в Храме Христа Спасителя, ростовском Соборе Рождества Пресвятой Богородицы, Введенском Соборе лейб-гвардии Семеновского полка в Петербурге и Соборе во имя Сошествия Святого Духа в Петрозаводске действительно можно найти массу общих черт. Отметим, что последние два здания из перечисленных до наших дней не сохранились и восстановлены не были. Константин Тон. Портрет кисти Карла Брюллова Кроме того, любопытно, что ростовский Кафедральный Собор и Храм Христа Спасителя в Москве были открыты для прихожан в один и тот же год — 1860-й. При этом, строительство московского храма было начато на 17 лет раньше. Две жемчужины советской архитектуры Ростовский театр драмы имени Максима Горького. Автор фото — Денис Демков Сложно представить в Ростове-на-Дону более «советское» здание, нежели Театр драмы имени Максима Горького, расположенный на Театральной площади напротив стелы «Воинам-освободителям». Проект данного строения, разработанный архитекторами Владимиром Щуко и Владимиром Гельфрейхом, по оценкам многих их коллег-современников, должен был стать жемчужиной советской архитектуры. Впрочем, он и стал в 1935 году, когда было закончено строительство. Владимир Щуко. Источник: wikipedia.org Владимир Гельфрейх. Источник: wikipedia.org Стоит отметить, что театр Горького в том виде, который мы сегодня знаем, сложно сравнивать с тем, чем он был до того, как был взорван отступающими фашистами в 1943 году. В ходе реконструкции здание стало значительно меньше и потеряло огромную долю своего первоначального убранства: облицовку из инкерманского камня, пилястры из полированного лабрадора и многое другое. Впрочем, несмотря на упрощение его внешнего вида, он по-прежнему выглядит монументально и врезается в память как одна из главных достопримечательностей донской столицы. И, кстати, акустика в театре после реставрации стала значительно лучше. Театр в 1942 году. Источник — wikipedia.org. Однако Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх были авторами еще одного выдающегося здания — главной библиотеки нашей страны, являющейся идеальным образцом сталинского ампира. Да, расположенная в центре Москвы национальная научная публичная библиотека — в некотором смысле родственница ростовскому театру. Национальная научная публичная библиотека имени Владимира Ленина. Автор фото — Vladimir Tokarev - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28690790 Интересный факт: Максим Горький, в честь которого был назван театр, был любимым автором Владимира Ленина, в честь которого была названа библиотека. Но едва ли это больше, чем просто совпадение. Армянская церковь родом из императорского Петербурга Церковь Сурб-Хач. Автор фото — Денис Демков Церковь Сурб-Хач, она же Церковь Святого Креста, является одним из старейших архитектурных сооружений сегодняшнего Ростова. Посетить ее советуют большинству прибывающих на Дон туристов, так как она расположена в живописном месте близ ручья. И, кроме того, она является выдающимся объектом архитектурного наследия нашей страны. Построена она была в период с 1786 по 1792 годы по проекту архитектора Ивана Старова. Иван Старов. Источник: wikipedia.org Отметим, что незадолго до начала строительства данной церкви на территории Нахичевани-на-Дону он положил начало строительству Троицкого Собора Александро-Невской лавры и Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге. А достроены оба эти храма были за два года до церкви Сурб-Хач — в 1790 году. Троицкий Собор Александро-Невской лавры. Автор фото — Mu-xa - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16795766 Князь-Владимирский Собор. Автор фото — A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) - собственная работа, FAL, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=61624746 Как и большинство других работ Ивана Старова, церковь Сурб-Хач выполнена в стиле классицизма с элементами барокко. Впрочем, в отличие от работ Константина Тона, проекты Ивана Старова значительно отличались друг от друга. Изначально у церкви в Ростове имелась двухъярусная колокольня с оригинальным четырехгранным шатром. Также на территории церкви располагалась библиотека, первая на юге России типография, семинария и архиерейский дом. К сожалению, до наших дней ничего из этого не сохранилось. Сама церковь после всех разрушений, которые она претерпела при советской власти и в годы Великой Отечественной войны, была восстановлена в 1972 году. Банк от автора дома дешевых квартир Здание Государственного банка Российской Империи. Автор фото — Денис Демков Ростовчане очень любят отдыхать близ здания Государственного банка Российской Империи, расположенного на пересечении улиц Большой Садовой и Соколова. И немудрено — в жаркие дни, которых в году донская столица видит немало, там можно с комфортом расположиться у фонтана. Впрочем, и в часы прохлады длинная деревянная скамья, «охраняемая» каменными львами, радушно принимает всех пешеходов, желающих перевести дух. Здание Государственного банка было построено по проекту архитектора Мариана Перетятковича. Мариан Перетяткович. Источник — wikipedia.org Возводили его на месте старого здания банка, которое было снесено, так как служащим стало не хватать площадей. В результате, в период с 1913 по 1915 год на Новой Базарной площади Ростова-на-Дону (ныне площадь Советов) появилось здание, сочетающее в себе неоклассицизм с небольшим количеством модерна. Эти стили были любимыми у Перетятковича, а потому их сочетания в той или иной пропорции можно встретить почти во всех его работах. Здание Госбанка Российской Империи после постройки. Источник — wikipedia.org Изначально здание банка было обращено к алтарю Александро-Невского собора, который располагался на месте, где сейчас находится здание регионального правительства и памятник «Первоконникам». Однако сейчас, за неимением прямо перед ним других строений, фасад банка «смотрит» в сторону Ворошиловского проспекта. Как ни парадоксально, до строительства здания для главной экономической структуры в Российской империи, Мариан Перетяткович занимался тем, что строил в Москве жилье для нищих и малоимущих. Например, на улице Гиляровского в столице до сих пор сохранилось здание, которое в народе до сих пор носит название «Красный ромб». Дом дешевых квартир «Красный ромб». Автор фото — NVO - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8495298 Изначально оно предназначалось для «бедных людей, одиноких и семейных». В здании имелась баня, библиотека, детский сад, столовая, продуктовая лавка и прачечная. Также на каждом этаже располагались четыре кухни, а в теплое время года на улице функционировал летний душ. Несмотря на то, что стиль «Красного ромба» также можно обозначить как смешение неоклассицизма и модерна, это здание отличается от здания Госбанка Российской империи так сильно, как отличается зажиточный банкир от небогатого рабочего.