Сможет ли существовать «Гоголь-центр» без Серебренникова?
Департамент культуры Москвы не будет продлевать контракт с художественным руководителем «Гоголь-центра» Кириллом Серебренниковым, сообщил осведомленный источник ТАСС. Сам режиссер в беседе с агентством подтвердил только, что его контракт «заканчивается в двадцатых числах февраля». От дальнейших комментариев он отказался. В депкульте, в свою очередь, заявили, что не будут комментировать анонимные источники.
Раньше в здании на улице Казакова был неприметный Московский драматический театр имени Гоголя, до этого — Центральный театр транспорта. В 2012-м депкульт объявил, что контракт с художественным руководителем Сергеем Яшиным расторгается, на смену приходит Кирилл Серебренников — модный театральный режиссер. В 2008-м Серебренников набрал экспериментальный актерско-режиссерский курс в школе-студии МХАТ. Из этого курса была сформирована «Седьмая студия». Позже она стала одним из резидентов «Гоголь-центра». В основу репертуара легли спектакли, созданные в рамках проекта «Платформа», в том числе «Сон в летнюю ночь» — та самая постановка, которую через пять лет назовут никогда не существовавшей.
После масштабной реконструкции за рекордные полгода двери открыл уже не просто театр, а культурный центр, вспоминает экс-глава столичного депкульта Сергей Капков, который назначил Серебренникова на этот пост:
— Я считаю, что все держится на той философии, которую Кирилл Семенович задал в «Гоголь-центре». Даже в те три года, когда шло разбирательство, «Гоголь-центр» продолжал держаться. Сейчас он является одним из самых востребованных театров России и уж точно одним из самых известных драматических театров за рубежом.
— Как вы считаете, не распадется ли после ухода Серебренникова (если он все-таки состоится) труппа и останется ли эта атмосфера?
— Думаю, что атмосфера, конечно, будет другая, и, конечно, это будет другой театр. Я не готов обсуждать потенциальный уход Кирилла Серебренникова, потому что у него, как я понимаю, контракт. И это не уход. Не с его стороны, как я понимаю, расторгается контракт, не он является инициатором.
И хотя с творческой точки зрения труппа «Гоголь-центра» очень сильная, все-таки это театр, сплоченный вокруг одной фигуры, считает театральный критик, эксперт «Золотой маски» Антон Хитров:
Антон Хитров театральный критик, эксперт «Золотой маски» «Таких худруков не увольняют. У нас обычно должность худрука — это на всю жизнь. Почему-то исключение делается для Кирилла Серебренникова, который был и остается самым ярким театральным лидером. Художественных и профессиональных причин этот контракт не продлевать я не вижу. Причины, я могу предполагать, только либо политические, либо какие-то личные. Кого мы можем представить на его месте? Не потому, что нет больше хороших режиссеров или хороших кураторов, а потому, что нет больше людей настолько органично подходящих тому миру, той площадке, которая была создана».
В планах «Гоголь-центра» на ближайший год — несколько проектов с участием Серебренникова. Возможно, он продолжит ставить просто как режиссер. Плюс есть тот же Театр Наций, с которым Серебренников в хороших отношениях.
Публично делать ставки, кого гипотетически могут назначить на пост, никто не решается. В телеграм-каналах обсуждаются кандидатуры Никиты Кукушкина, Александра Молочникова, Филиппа Григорьяна и Алексея Аграновича. Комментирует театральный критик, обозреватель издательского дома «Коммерсантъ» Ольга Федянина:
— Я не думаю, что кто-нибудь из учеников-соавторов Кирилла согласится занять его место, если он будет понимать, что это место было освобождено что называется не по доброй воле.
— Вы представляете Серебренникова в каком-то другом московском, российском театре или это, скорее всего, будет зарубежная площадка?
— Мы его и до этого видели в других российских театрах, где он работал очень успешно и постоянно. Например, Московский художественный театр имени Чехова. Кирилла можно себе представить не только в театре, но и в кино. Он разнообразно одаренный, очень успешный человек, для которого, безусловно, есть место в самых разных местах. Это он сейчас будет выбирать.
Получить комментарии от актеров театра в среду днем не удалось. Вечером во вторник, когда «Гоголь-центр» праздновал восьмой день рождения, какой-то грусти среди гостей и сотрудников не ощущалось. Разве что финальная речь Серебренникова заставляла задуматься:
«Оказалось, что за восемь с половиной лет можно создать то, что можешь называть потом смыслом жизни и чем будешь всегда гордиться. Да, за восемь с половиной лет можно попасть в историю, историю своей страны и в историю театра. Это были восемь с половиной трудных лет. Не было ни одного спокойного дня. Но я не жалею ни об одном дне или часе, проведенном в «Гоголь-центре».
Труппа и гости встретили эту речь овациями.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от «Гоголь-центр» (@gogolcenter)
В мае 2017-го Серебренникова посадили под домашний арест. Его и еще пятерых фигурантов дела обвиняли в хищении средств, выделенных Минкультом на театральный проект «Платформа». Все фигуранты, за исключением бывшего главного бухгалтера «Седьмой студии», отказались признать вину.
Несмотря на домашний арест худрука, «Гоголь-центр» продолжил выпускать премьеры. Режиссер изобрел новую систему постановки — через адвоката по так называемым малявам. Актеры ходили на суды, подписывали петиции. В июне 2020 по делу вынесли приговор, режиссер получил условный срок.