Художник Владимир Михайлов: «Поклонная гора – моё место силы»

Известный художник-витражист Владимир Михайлов приступил к созданию витражных портретов героев Отечественной войны 1812 года, именами которых названы улицы на западе Москвы, в Дорогомилове. Более 20 лет Владимир работает в технике классических картин из стекла, занимается возрождением традиций православного витража, прерванных в 1917 году. Михайлов востребован во всём мире, например, именно ему доверили восстановление витражей окон барабана часовни «Всех скорбящих Радость» во Франции.

Художник Владимир Михайлов: «Поклонная гора – моё место силы»
© На Западе Москвы

Витраж – икона «Чудо св. Георгия о змие».

– Владимир, какие главные достопримечательности с витражами есть на западе Москвы?

– Первое, что сразу приходит на ум, – Поклонная гора. И значимость объекта, и монументальность бесспорны! Великолепно выполнен огромный монументальный витраж Зураба Церетели в центральном зале Музея Великой Отечественной войны. Весь в красных цветах, что означает и цвет морей пролитой на жертвенный алтарь Победы крови, и цвет Знамени Победы. Поклонная гора – это моё место силы. Рядом, кстати, «Бородинская панорама» – моё обязательное место для посещения! Там нет витражей, но с ней связано детство. Я хорошо помню, как меня, шестилетнего, туда первый раз привёл отец. А потом лет в 14 я ходил на детский факультатив при музее. Мы изучали историю той эпохи, мне приходилось держать в руках каску и палаш кирасира.

Витраж для кирхи св. Петра и Павла в Старосадском переулке Москвы.

КОЛЫБЕЛЬ ВИТРАЖНОГО ИСКУССТВА

– Что бы вы, основатель крупной витражной мастерской, ответили тем, кто считает, что это искусство популярно было в прошлые века, и даже не у нас, а в Европе?

– Как раз сейчас в России искусство витража весьма и весьма популярно. Всплеск частных заказов пришёлся на 1990-е годы, как раз я тогда и начинал делать витражи. С тех пор интерес к этому искусству не ослабевает.

– Ваши планы расписаны на годы вперёд. В чём секрет успеха?

– В кропотливом изучении лучших исторических образцов витражей, например во Франции, Германии. Очень большое влияние на моё творческое развитие оказала стажировка в парижской «Сите дез Ар». Я ходил по музеям, храмам. Знали бы вы, сколько часов я провёл, рассматривая древнейшие витражи в аббатстве Сен-Дени – первом готическом соборе, Нотр-Дам де Пари, Сент-Шапели, Шартрском соборе… Можно сказать, купался в колыбели витражного искусства.

ОТ ЧЕГО ЗАХВАТЫВАЕТ ДУХ

– Какие ваши работы повлияли на ваше становление, определили творческий путь?

– Важной работой была для меня реставрация витражей станции метро «Новослободская» к её 50-летию. Автор эскизов витражей – Павел Корин, великий мастер, художник-монументалист, основоположник советского монументального искусства. Ученик Михаила Нестерова, да, того, ещё из XIX века. А резали стекло, паяли, расписывали художники и мастера из Латвии. Тут я понял, как работали, как мыслили уже ушедшие в мир иной мастера, которые учились у старших поколений. Когда держишься за конец той нити знаний поколений мастеров, которая уходит в глубины веков, аж дух захватывает!

фотоВитраж надвратный – Богоявленский кафедральный собор, г. Горловка, Донбасс. 2013 г

– А если говорить о храмах?

– Витражи в лютеранской кирхе Петра и Павла в Старосадском переулке, а также в православном храме Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне – он, кстати, стал первым храмом в современной России, который полностью украшен витражами. А началось там всё с креста, который венчает центральный купол. Настоятель храма отец Михаил Шманов пожелал сделать его со вставками из цветных стёкол, с подсветкой изнутри. А потом он предложил сделать весь храм в витражах: все окна, включая подкупольные барабаны, двери, фонари, и самое главное – запрестольный образ «Троица». На освящение патриарх Кирилл приезжал. Понравился святейшему образ Троицы, он сфотографировался на его фоне.

ИХ ИМЕНА НОСЯТ УЛИЦЫ

– Над какими проектами работаете сейчас?

– Есть два интересных проекта для храмов в Москве. Один из них – оконные и дверные витражи из бесцветных стёкол разных фактур, где весь эффект будет в игре и преломлениях света, проходящего через них. Ну и в графике линий металла – самого рисунка. Второй же, на оборот, яркий по цвету, насколько только возможно. И смотреться будет не как обычно, на просвет, а на отражение – за витражом будет полированный лист.

«Троица Ветхозаветная» – запрестольный витраж в храме Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне, г. Москва. 2016 г.

Ещё я приступил к большой и долгой работе: витражным портретам героев русской истории. Первые два – это герои Отечественной войны 1812 года: гусар, генерал-майор Яков Петрович Кульнев и один из командиров партизанского движения – генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов. Их имена носят улицы в районе Дорогомилово, кстати. Витраж – это очень яркий язык для мемориального памятника. Все привыкли к памятникам в виде бронзовой скульптурной фигуры, а витраж – не менее, и даже более выразителен и привлекателен для зрителя.

ЛЮБИМЫЕ МЕСТА

Киевский вокзал

Фото: Эдуард Кудрявицкий

«После реставрации внутренней отделки он прекрасен! Тут соседствует архитектура постройки 1916 года, когда вокзал ещё назывался Брянским, – орлы на часовой башне, керамические Святой Георгий и Архангел Михаил (символы-гербы Москвы и Киева), и в другой части вокзала – торжественный послевоенный сталинский стиль».

Гостиница «Украина»

Фото: Эдуард Кудрявицкий

«Это седьмая и последняя высотка в стиле сталинского ампира со шпилями, напоминающими кремлёвские башни, архитектурная доминанта Москвы. После реставрации в отеле хранят и с гордостью демонстрируют коллекцию советской живописи и скульптуры».

Дорогомиловская застава с обелиском

Фото: Эдуард Кудрявицкий

«Я периодически езжу на Бородинское поле на военно-исторические мероприятия, посвящённые боям в октябре 1941- го. Чего стоит один только подвиг дивизии полковника В. И. Полосухина, сдерживавшей атаки фашистов 5 дней, потерявшей половину состава, но не сдавшей западные ворота Москвы…»