Возрождение Спасского собора
Настоятель собора Петр Машковцев рассказал, как происходят реставрационные работы.
В исторической части Кирова находится Спасский Собор. Каждый день мимо него проходят толпы людей, проезжает большое количество машин, не меньше людей заходят и в сам храм, но мало кто задумывался о его истории. Однажды город чуть не лишился этого прекрасного здания. Начнем обо всем по порядку.
Спасский Собор был возведен еще в XVIII в., в эпоху Екатерины II. По документам, в 1929 году он был закрыт. После этого здесь открыли клуб металлистов, а во время Великой Отечественной войны в здании поселили беженцев из Ленинграда. После войны и до 1970 года здание Собора стало общежитием. Полвека назад здание решили снести, так как оно пришло в негодность. Но несколько строителей обратились с предложением здание не разрушать, а сделать на его месте строительный институт. И только благодаря этим людям здание сохранилось.
Сейчас храм находится на реставрации, которой занимается Петр Машковцев - священник и настоятель Спасского собора. Он родился и вырос в Кирове. Первое образование отец Петр получил в строительном колледже. Во время обучения он заинтересовался духовными вопросами и решил после окончания поступать в Московскую Духовную семинарию.
До поступления в семинарию я начал ходить именно в Спасский собор. Его только открыли, и я был одним из первых, кто начал участвовать в этой службе. Потом уехал в Москву, 5 лет проучился там и спустя 10 лет после окончания учебы меня назначили сюда настоятелем. Получается, я вернулся. Вот что интересно, пригодилось первое образование. Я где-то даже считал, что это зря потраченные годы в моей жизни. Без строительного образования было бы сложно. Неизвестно бы было, как подступить, с чего начать, - поделился Петр Машковцев.
В 2013 году митрополит Вятский и Слободской Марк, ключарь Спасского собора назначил настоятеля ответственным за реставрационные работы. Первые попытки восстановить храм оказались неудачными. Здание было в запущенном состоянии и фактически разрушалось. Чтобы начать работы, пришлось убирать внутренние перегородки в результате чего в феврале 2015 года обрушилась крыша в центральной части собора.
С одной стороны, это было отчаяние. А с другой стороны, можно сказать, что это был переломный момент, потому что отступать было некуда. Если крышу не восстановить, то здание бы пришло в негодность окончательно, и мы могли бы потерять памятник, - признается отец Петр. - Мне пришлось искать помощников, кто бы мог восстановить крышу. В апреле нашлись люди, которые согласились участвовать в этом проекте. А в период с февраля по апрель крыша была временно перекрыта. В декабре 2015 года был создан фонд восстановления Спасского собора.
Восстановительные работы не проходят без сложностей. Спасский собор – это памятник архитектуры. Поэтому реставрационные работы контролирует Министерство культуры и их требование – это восстановить здание, так каким оно было изначально. Также сложностью стал и подбор цветовой гаммы собора. Фотографии храма сохранились только черно-белые и по ним невозможно определить, каким он был в XVIII веке.
Чтобы определить цвет, мы снимали слои штукатурки и смотрели каких цветов были стены. Там есть и красный цвет, и фиолетовый. Кстати, изображение Спасского собора есть у нас в Диораме «Установление советской власти» и там на заднем фоне виден собор. Там он изображен голубого цвета, - рассказал Петр Машковцев. - С одной стороны, мы опирались на эти цвета, которые остались на штукатурке, с другой стороны была создана целая комиссия со специалистами из Москвы, они участвовали в выборе цвета. Учитывалось, какого цвета здания вокруг, сколько солнечных дней у нас в году в городе. Было несколько вариантов, и комиссия остановилась на красно-белой гамме.
В первую очередь реставрации подвергся фундамент. Когда начались работы, масштабы разрушения поразили. В советское время за зданием не следили, после - тоже. Поэтому кирпич практически до половины пришел в негодность. Пришлось его менять. Та же история со стенами. Можно сказать, что нынешний собор наполовину состоит из нового фундамента.
Когда меня назначили главным за реставрацию, я не верил, что собор можно восстановить. Реставрация — это большой и сложный процесс. А у нас практически нет специалистов. Те, кто работают над восстановлением - это мастера своего дела, уникальные люди. А в нашем случае нужны именно специалисты, которые должны знать, как раньше делали кладку, как штукатурили, какие материалы использовали, потому что современные не подойдут. Это очень трудоемкий процесс. Внешне это незаметно, а работа огромнейшая проделана, - поделился священник.
Общие строительные работы в Спасском соборе уже заканчиваются и начинаются отделочные. Также предстоит выбор интерьера, росписи внутреннего убранства. Сейчас проходит подготовительный период. Предстоит серьезная работа над выбором цвета стен, полов. Все это должно согласовываться не только между собой, но и с иконостасом. Спасский собор был построен в середине XVIII века в стиле классицизма. Поэтому все должно соответствовать тому времени и стилю.
Фотографий внутреннего убранства не сохранилось. Когда я начинал сюда ходить, это было 1998 году, я еще помню изображение иконостаса. А когда я приехал после обучения в Москве, изображение уже все осыпалось, но в памяти сохранилось, - сообщил Петр Машковцев.
По словам священника, восстановить Спасский собор таким, каким он был, не получится. Вся надежда на специалистов. Но в планах сделать так, чтобы люди, зайдя в здание думали, что они зашли в собор, который с 1769 года не закрывался.
Не смотря на реставрационные работы, в Спасском Соборе продолжается служба. Она проходит на первом этаже. Началась служба еще в апреле 1999 года и по сей день не прекращалась.
Весь зал первого этажа украшен иконами. Их все до единой принесли жители города. Самую первую икону сюда принес Андрей Балтер в 1998 году. Со слов мужчины, его родители попросили принести эту икону в Спасский собор, когда он откроется. Кировчанин так и сделал. Он был неверующим человеком и даже не догадывался о истинной ценности иконы, которую он принес.
Когда в храме открыли икону, все удивились. Ведь это была икона Вятского Спаса, в честь которой и построен собор. Андрей Балтер проникся этим событием и стал первым человеком, который принял крещение в храме после восстановления, - поведал Петр Машковцев.
Второй этаж сейчас закрыт для прихожан. Там проходят ремонтные работы. Все трубы и проводка на этаже проходят через полы и во время реставрационных работ их пришлось вскрыть, и не зря. Там были обнаружены венчальный венец XVIII века, членский билет воинствующего безбожника 1930 года и старинные монеты.
Говоря о монетах, отец Петр рассказал еще одну удивительную вещь. Он с трепетом указал на копилки, которые находятся в его коллекции.
Дети копили деньги на свои нужды, а потом решили принести сюда. В копилках монет немного - копеечки, рубли. Здесь важен сам факт того, какое отношение у детей к храму, как они переживают. Часто мне звонили именно дети, спрашивали, как проходят работы, могут ли они чем-нибудь помочь.
Раньше помощь в собор поступала благодаря именному кирпичу. Идея взята из других епархий. Люди жертвовали 500 рублей, за это в храме писали их имя на кирпиче. Эти имена можно было видеть на фасадах здания, купол полностью восстановлен из имен, но потом пришлось это заштукатурить. Конечно перед этим кирпич был сфотографирован. Позже, когда люди увидели, что работы с кирпичами не ведутся, они уже не стали активно принимать участие в этой акции и ее пришлось закрыть. Но ее хотят возродить и подкорректировать.
У нас будут полы. Мы думаем, что можно сделать такую же акцию с именной плиткой. Самый важный момент — это не просто собрать средства. Необходимо сделать что-то, что привлечет как можно больше людей, чтобы собор стал народным. Что это храм, который построен на средства простых граждан, чтобы у последующих поколений рука не поднималась его снова разрушать. Что это народное достояние. Что предки не просто сюда лепту вложили, они сюда свою душу, сердце вкладывали. И разрушать – значит оскорблять память предков. Главная задача именного кирпича была именно такая. Практически весь город в этих стенах, - рассказал настоятель.
Реставрация – это сложный процесс. Каждое здание, каждый человек имеющий отношение к работам проходит через внешние и внутренние изменения. Священник и настоятель Петр Машковцев - не исключение.
Во время реставрационных работ многое что было переосмыслено. Раньше я жил в своем мире, был священником, службы служил и все, а во время реставрации пришлось участвовать в процессе переговоров с директорами, руководителями, простыми людьми. Это было какое-то откровение, что люди думают о церкви, что они хотят. Появились новые знакомства. Я очень рад, что мне довелось участвовать в восстановительных работах, - поделился отец Петр.
Полностью завершить реставрационные работы планируется к юбилею города. Сейчас собор уже внешне предстал перед горожанами. К 2024 году в планах сделать все внутренне убранство.
Хочется, чтобы это был самый красивый собор в нашем городе. Чтобы он стал визитной карточкой Кирова. Чтобы люди, которые приезжают сюда в гости, туристы, паломники в первую очередь шли сюда и через наш собор знакомились с духом вятчан, с духом нашего города, - рассказал Петр Машковцев о стремлениях своих и все рабочей команды.
Беседовала Евгения Матвеева