Дептранс Москвы анонсировал новый этап реформы коммерческого общественного транспорта. Перевозчиков обяжут курсировать интервально, а не по расписанию, а маршрутная сеть будет пересмотрена. Число транспорта большой вместимости увеличат с 25% до 65%.
Требования к перевозчикам повышаются: автобусы будут преимущественно большие, с USB-розетками, климат-контролем и WiFi, валидаторы должны предусматривать бесконтактную оплату.
Как пишет «Коммерсантъ», в результате реформы, начатой в 2016 году, более чем вдвое было сокращено число частных маршрутов. Из 70 перевозчиков осталось лишь шесть компаний. На новом этапе мэрия объявила девять тендеров на общую сумму почти 9 млрд рублей.
Что новый этап реформы даст городу? Комментирует заместитель директора Центра цифровых высокоскоростных транспортных систем РУТ-МИИТ Александр Чекмарев:
— Маршрутная сеть — это живой организм, она должна корректироваться под потребности. К сожалению, те договоры с перевозчиками, которые были на протяжении этих пяти лет, они были не очень гибкие, они не позволяли оперативно в достаточной степени менять трассу следования маршрутов. Поэтому сейчас, когда есть возможность это сделать вместе с обновлением всех контрактов с перевозчиками, то, конечно, это надо делать.
— Когда реформа начиналась, тогда многие жаловались, что маршруток стало меньше, автобусы ходят редко, а сейчас говорят, что перевозчиков обяжут соблюдать тактовое расписание, курсировать интервально, а не в определенное время. Это экономически выгодно?
— Как раз сейчас, то, что происходит, во многом это тоже относится к работе по корректировке размеров движения, интервалов, маршрутов и так далее. То есть сделать их наиболее эффективными, и, конечно, где-то повысить частоту движения, если в этом есть необходимость.
— То есть автобусы будут ходить часто и будут разной вместимости?
— Они будут ходить примерно как сейчас, а в ряде случаев еще и чаще.
По одному из тендеров объемом более 1 млрд рублей требуются дизельные 85-местные автобусы. Руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль уверен, что в Москве такой транспорт будет востребован. К тому же, по его словам, такую инициативу поддержит ряд коммерческих перевозчиков, которые пострадали из-за отсутствия туристов:
Константин Крохмаль руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» «Эта ситуация назревала перед первой волной, я знаю большое количество руководителей транспортных компаний, которые занимались перевозками и туристов, которые буквально оказались на грани коллапса. Они несут колоссальные убытки. Я считаю, что сейчас и Ликсутов, и Минтранс идут навстречу транспортным перевозчикам. Во-первых, сохраняются рабочие места. Во-вторых, делаются новые направления. Если это будет курироваться в рамках единой транспортной программы Москвы, это будет просто замечательно. Самое главное — не пускать это все на самотек и не превращать в хаос. Общественного транспорта много не бывает. Мало, кто задумывается о том, что Москва идет по лондонскому принципу. Ближайшие годы доступ личного транспорта в Москву будет ограничен или финансово невыгоден. Москва будет для общественного транспорта и такси, все. Там пробок не будет. Многие об этом почему-то не думают. Эта стратегия идет уже шестой год и идет действительно по плану. Просто сейчас пандемия ускорила эту систему».
Ранее вице-мэр Москвы Максим Ликсутов так описал состояние коммерческого общественного транспорта до начала реформы: улицы были переполнены «убитыми, старыми маршрутками», они ездили «как и где попало», а водители «собирали деньги в шапку».