Эксперт проверит, делали ли бомбы в доме революционерки в Перми

МОСКВА, 20 ноя – РИА Новости. Госинспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края организует историко-культурную экспертизу, чтобы получить окончательный ответ, была ли в 1905 году в доме революционерки Елены Худяковой лаборатория по производству бомб или только временный склад - от этого зависит, следует ли этот дом считать памятником, следует из данных портала госзакупок.

Госинспекция провела тендер на проведение государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) документов, обосновывающих исключение объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов. Речь идет о памятнике регионального значения "Частный дом Е.И. Худяковой, где в 1905 году находилась подпольная лаборатория по зарядке бомб" на улице Парковой в Перми. Победителем тендера стал индивидуальный предприниматель. За работу, которую он должен выполнить до 15 декабря, из федерального бюджета выделят почти 410 тысяч рублей.

Заказчик отметил, что результатом работ должен быть "однозначный понятный вывод об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение) исключения объекта культурного наследия регионального значения "Частный дом Е.И. Худяковой, где в 1905 году находилась подпольная лаборатория по зарядке бомб" из реестра".

Мнение, что дом Худяковой следует исключить из реестра, отстаивает Пермский краевой центр охраны памятников. По данным центра, Худякова работала акушеркой и была революционеркой. Дом, который позже решили увековечить, в период Первой русской революции она арендовала. Вместе с единомышленниками вечером 30 октября 1905 года Худякова, по свидетельству очевидцев, вернулась домой с лекции и увидела на столе у самовара три бомбы. Предположительно, их принесли знакомые революционеры и оставили, не застав хозяйку. Худякова вместе с товарищем понесла бомбы в подвал и одну уронила. Бомба взорвалась, от нее еще одна. Мужчина и женщина попали в больницу, а затем в полицию.

В подвале позже нашли, в частности, некоторое количество вещества, которое использовалось при зарядке бомб, но также применялось и в медицине, много агитационных листовок. По делу о взрыве революционерку в 1910 году сослали на каторгу на четыре года, но затем заменили наказание лечением в Московской окружной лечебнице для душевнобольных, где Худякова скончалась 10 апреля 1917 года.

Объект был включён в реестр памятников регионального значения в 1993 году, но некоторые современные исследователи считают, что это было сделано необоснованно. "Съемная квартира Худяковой использовалась лишь как временный склад бомб перед тем, как передать их либо исполнителям, либо действительно в лабораторию. Достоверные факты о том, что бомбы начинялись прямо в доме Худяковой, обнаружены не были. Наименование объекта культурного наследия… не соответствует произошедшим здесь событиям", - уверен Пермский краевой центр охраны памятников. В центре полагают, что ни дом Худяковой, ни она сама не оказали значительного влияния на развитие революционных событий в Перми.