Войти в почту

Страсти по COVID-19, или Комендантский час откладывается?

После того, как счет подцепивших коронавирус москвичей перевалил за 5 тысяч человек в сутки, вновь начались разговоры о возвращении весеннего варианта жесткого карантина с цифровыми пропусками и прочими административными прелестями битвы с COVID-19, и даже о возможности введения в столице комендантского часа. Однако, судя по всему, расстроенное социально-экономическими последствиями весеннего локдауна, и огромным дефицитом столичного бюджета, московское правительство будет держаться до последнего, и тотального карантина с закрытием предприятий, как и комендантского часа, в Первопрестольной пока не ожидается. Куда актуальнее другая задача – обеспечить город койко-местами на случай действительно массовой эпидемии. Напомним, что стратегические резервы в Москве – это не менее 3500 койко-мест, и примерно такое количество мест в больницах столица потеряла аккурат накануне пандемии, когда власти, по непонятным и сегодня соображениям, прикрыли два инфекционных стационара.

Москва опережает все регионы страны по выявляемости зараженных COVID-19, а по количеству госпитализаций и ковидных пневмоний на 100 тысяч населения столица занимает 30-40 место. Сейчас в московских стационарах лечатся примерно десять тысяч пациентов с коронавирусным диагнозом, из них около тысячи находятся на ИВЛ в реанимационных отделениях. А по количеству сделанных тестов на 100 тысяч жителей Москва опережает не только все российские регионы, но и многие мегаполисы мира: так, в российской столице тестов на COVID-19 сделано в полтора раза больше, чем в Лондоне, и в два раза больше, чем в Берлине.

Пока ситуация остается под контролем, но число заболевших не то что не уменьшается, а продолжает расти. Не улучшило настроения и сообщение Российской Академии наук: оказывается, около двадцати процентов людей, перенесших CОVID-19, в течение одного-двух месяцев полностью теряют антитела, а это означает, что их организм вновь беззащитен перед коронавирусом. Проще говоря, может быть и так, что еще через пару месяцев никакого иммунитета не останется вообще у всех переболевших этой заразой.

- Иммунная система как-то отреагировала небольшим уровнем антител, и через месяц-два от этих антител не осталось и следа, причем это, как правило, случается у пациентов, перенесших болезнь бессимптомно, - пояснил в эфире телеканала «Россия 1» академик РАН, один из ведущих иммунологов страны Арег Тотолян.

Не исключено, что это сообщение может вызвать новую волну разговоров об искусственном происхождении коронавируса: уж очень он живуч да вездесущ, и избавиться от него оказалось не так-то просто, что может свидетельствовать о достаточно сложной конструкции этого вируса. Впрочем, и мать-природа на выдумку хитра. А потому пока не будем торопиться с поиском лаборатории, в которой сварганили эту гадость.

Главное – от гадости избавиться.

Много надежд связывают с российской вакциной «Спутник V», разработанной в научном центре имени Гамалеи. Напомним, что наша страна первой в мире зарегистрировала свою антикоронавирусную вакцину, и, возможно, в ноябре или в начале декабря, когда будут завершены ее испытания на 40 тысячах добровольцев, на рынок поступят первые партии «Спутника V». Есть еще вторая вакцина, о разработке которой 14 октября объявил президент Путин, - речь о «ЭпиВакКороне», созданной учеными научного центра «Вектор». Но регистрации этой вакцины раньше второй половины ноября ожидать не приходится, поскольку 6 октября в России только приступили к ее испытаниям, и как она себя покажет на практике, пока не знают даже ее разработчики, что подтвердила и глава Роспотребнадзора Анна Попова. Судя по сообщениям СМИ, еще одну вакцину разработали в Крыму, но об этой антивирусной новинке до сих пор нет никаких подробностей.

Резкий рост заболеваемости коронавирусом в Москве Сергей Собянин объясняет столичной спецификой: мол, народу много, да и тестов стало побольше, вот статистика и растет. Осмелимся предположить, что наибольший вклад в наступление «второй волны» и в столице, и в регионах, внесли те, кто в августе-сентябре рванул на золотые пляжи Греции и Турции, то есть, в страны, где заболеваемость COVID-19 намного выше, чем у нас. Кто и почему решил выпускать россиян к теплым морям в разгар пандемии, - в этом лучше разберутся следственные органы, если конечно, они вообще собираются в этом разбираться, ибо в таком случае на нары придется сажать столько жирных дяденек и красивых тетенек, что вакантными окажутся многие властные табуретки. Как бы то ни было, а некоторые наблюдатели винят во всем чиновников и депутатов, лоббирующих туристический бизнес, и «пробивших» разрешение на полеты наших туристов на средиземноморские курорты. Возможно, правильнее было оставить свободный вылет только в Танзанию на сафари, и в Швейцарию к банковским ячейкам: в такие путешествия отправляются не пенсионеры и многодетные семьи, а очень узкий круг сограждан, в домах которых имеется специальная комната для хранения денег. Тогда, может быть, и болел бы только этот «узкий круг». Но «круг» расширили, - и налетела «вторая волна».

Ее главное отличие от первой – не только количественное, но и качественное: если «первая волна» накрыла, в основном, большие города-миллионники, то «вторая волна» захлестнула все регионы и практически все населенные пункты, независимо от количества проживающих в них. Это и неудивительно при сегодняшней высокой мобильности населения. Если весной и в начале лета карантинные меры хоть как-то изолировали регионы друг от друга, то, начиная с июльского послабления, народ активно поехал: кто в гости, кто в командировку, - отсюда и быстрое распространение коронавирусной инфекции.

Сейчас в Москве усадили по квартирам только людей старше 65 лет и хронических больных. Остальных, как обещает столичный градоначальник, пока «сажать» не будут, но тут уже все зависит от самих москвичей. Конечно, сейчас народ осознал и посерьезнел: некоторые носят медицинские повязки даже на улицах, хотя там это как раз не обязательно. Другую крайность демонстрируют коронаскептики или коронадиссиденты. На днях автор был свидетелем дикого скандала, разгоревшегося в одном московском автобусе, когда некая дама отказалась надеть повязку, а водитель отказался ехать, пока она повязку не наденет. В самом деле, к чему водителю платить штраф в 5 тысяч рублей, если кто-то почему-то решил, что коронавирус не так страшен, как его малюют? Страшен или не страшен, - покажет время, а пока лучше все-таки не изображать из себя Кощея Бессмертного, и соблюдать хотя бы элементарные меры безопасности.

«Вторая волна» показала, что власти научились организовывать нормальную работу медицинских учреждений. И если в некоторых регионах опять, на всякий случай, отменили плановые операции, то в Москве, как выразился мэр, «удалось сохранить приемлемый объем плановой медицинской помощи». Это означает, что в столице не будут откладывать операции, прикрываясь коронавирусом, и «скорая помощь», может быть, даже будет забирать в больницы инсультников и инфарктников. В «первую волну» автор сам был свидетелем того, как «скорую» раз пять вызывали к 55-летнему мужчине, у которого были все признаки инсульта. Однако его так и не забрали в стационар, и через несколько дней бедолага умер дома. Наверняка, таких жертв равнодушных чинуш и халатных медиков наберется по стране много. Этих людей можно было хотя бы записать в разряд «косвенных» жертв коронавируса, и их тоже неплохо было бы сосчитать нашим статистикам, чтобы знать, сколько человек осталось без медицинской помощи и погибло из-за нерасторопности и организационной тупости чиновников, отвечающих за здравоохранение.

Сегодня не ощущается и дефицита койко-мест: как сообщил Сергей Собянин, в Москве уже развернуто около 15 тысяч специализированных коек для борьбы с коронавирусом, а также введены в строй резервные госпитали, что, по словам мэра, «обеспечивает пятидесятипроцентный запас».

- Для Москвы критически важно удержаться на 1500 госпитализаций в день, - отметил мэр.

Что касается комендантского часа, закрытия всех предприятий, и прочих крайних мер, то градоначальник однозначно ответил:

- Такие меры абсолютно неприемлемы и невозможны для Москвы.

Удастся ли прервать цепочку коронавирусную цепочку без возвращения к весенней ситуации? Это было бы хорошо, потому что любое повторение весеннего варианта карантина ввело бы в коллапс и без того отощавшую за весну московскую экономику. Пока локдауна не предвидится. – и это хорошо.