«С нас берут пример»: раскрыты «фишки» столичного метро
Московский метрополитен считается одним из самых красивых в мире. Его станциями любуются, по ним водят экскурсии, по некоторым можно изучать историю. Чем московская подземка отличается от метро других стран и о каких ее особенностях мы даже не догадывались, выяснила «Вечерняя Москва». По словам эксперта межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Владимира Свириденкова, московское метро перевозит наибольшее число пассажиров в расчете на километр линий. В Пекине, например, перевозок больше, но и протяженность путей там намного выше. — Кроме того, мы можем похвастаться одной из самых высоких интенсивностей движения. На некоторых станциях поезда прибывают каждые 90 секунд, то есть каждые полторы минуты. Таких примеров в мире очень мало, но они есть. Допустим, в Париже. Но там и поезда существенно короче наших, так что технически реализовать такую скорость проще. Система безопасности московского метро тоже на достойном уровне, сопоставима с системами других стран и характеризуется высокой надежностью. Количество происшествий, технических сбоев в столичной подземке гораздо меньше, чем в среднем по миру, — рассказал Свириденков. Невозможно говорить о московском метро, не упомянув его архитектурную составляющую. Эксперт, в частности, указал на индивидуальность большинства станций. Многие из них являются архитектурными памятниками, получали призы на международных конкурсах. Уникальный подход города к, казалось бы, обычному транспорту, действительно получил признание в мире. Как рассказал глава Союза архитекторов России Николай Шумаков, по проектам которого построены больше 20 станций московского метро, другие государства — США, Франция — берут пример со столичной подземки: — Архитектура нашего метро и правда была лучшей в мире. Нигде больше над станциями не проводился такой объем работ, нигде не было так много света, всяческих декоративных элементов. В последние годы другие страны стали брать с нас пример, не скрывая этого и ссылаясь на нас. Поэтому там появились настоящие художники метро, построены большие, светлые станции. Так что в некотором роде это наша заслуга. Москва может гордиться. Город до сих пор не сдает позиции, считает Шумаков. По его словам, сегодня практически на всех станциях, от «Делового центра» до «Савеловской», появились свои художники, отвечающие за оформление интерьеров: — Мы пытаемся сделать каждую станцию чем-то особенным. Например, если все получится, на станции «Лианозово» на спуске и в вестибюле появятся две замечательные скульптуры Виктора Корнеева. Очень на это надеюсь. Словом, масса необычного и уникального есть и будет в архитектуре столичного метро. Конечно, очень помогает в этом и сам город. Правительство постоянно объявляет конкурсы на лучшие архитектурные решения, и это способствует развитию темы подземного пространства. Московская подземка — первая в мире, где архитектурному оформлению уделялось внимания не меньше, чем технической стороне, рассказал историк метро Максим Шуйский: — Лазарь Каганович (возглавлял строительство первой очереди московского метрополитена — прим. «ВМ») требовал, чтобы метро стало «подземными дворцами для пролетариата». А еще у нас впервые в мире на всех станциях глубокого заложения были установлены эскалаторы. В неглубоком парижском метро, например, везде лестницы. В лондонском на половине станций — лифты, что из-за дискретности менее удобно. Московское метро первым в мире строилось не частными компаниями и не для извлечения прибыли, отметил Шуйский. По его словам, в Париже и Лондоне разными линиями владели частные операторы, это порождало неразбериху в эксплуатации и отсутствие четких планов развития. Читайте также: Сергей Собянин рассказал о ходе строительства станции метро «Зюзино»