Ещё

Марат Хуснуллин: Ключ удобного города — транспорт и дороги 

Марат Хуснуллин: Ключ удобного города — транспорт и дороги
Фото: Вечерняя Москва
5 мая завершилась проходка левого тоннеля между станциями «Проспект Вернадского» и «Мичуринский проспект» на юго-западном участке Большой кольцевой линии метро, сообщил заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства . Это уже второй построенный тоннель на юго-западном участке новой ветки. О том, когда же «замкнут» самое большое подземное кольцо, глава столичного Стройкомплекса рассказал в интервью «ВМ».
Главная задача, поставленная мэром Москвы еще восемь с половиной лет назад, — превратить Москву в город, комфортный и удобный для жизни. А ключом, открывающим дверь в такой город, является развитие транспортной инфраструктуры. Именно она дает зеленый свет развитию столичной экономики, являясь драйвером формирования качественно новой городской среды. О роли новых и будущих станций метро, о сооружении дорог и развитии сопутствующей инфраструктуры в интервью «ВМ» рассказал заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
— Марат Шакирзянович, все-таки это дорогое удовольствие — прокладывать дороги, строить метро. Какой эффект получает Москва?
— Да, это значительные вложения, но если бы мы в таких объемах не финансировали транспортное строительство, наш мегаполис просто не смог бы развиваться. Потому что невозможно построить современный, комфортный город, если существует ограниченная транспортная доступность. Именно транспортное строительство выполняет роль стартера: куда приходит метро, скоростная железная дорога, появляются развязки, удобные подъездные дороги, туда приходят и инвесторы, возводя жилье, социальную инфраструктуру и, что очень важно, недвижимость для создания рабочих мест. Привлекательность таких территорий повышается в разы, и девелоперские проекты быстро себя окупают. Потому что для жителей мегаполиса, особенно такого огромного, как Москва, один из основных критериев удобства — экономия времени в поездках по городу, а значит, скоростной транспорт должен быть в пешей доступности. Вот почему 70 процентов средств Адресной инвестиционной программы город направляет именно на транспортное строительство. Что касается эффекта, то он колоссальный. Есть абсолютно четкие данные: на один бюджетный рубль, вложенный в транспортную инфраструктуру в пешей доступности, поступает три рубля инвестиций в недвижимость. И то, что, начиная с 2011 года, около 85 процентов всей строящейся в столице недвижимости возвели именно инвесторы, лучшее доказательство того, что мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным изначально был выбран абсолютно правильный вектор развития, когда во главе угла стало развитие транспортной инфраструктуры с интеграцией всех видов транспорта в единую общегородскую сеть.
— Получается, что все транспортные проекты столицы неразрывно связаны с проектами строительства недвижимости?
— Конечно. Самый главный принцип, на котором все держится, — комплексность развития территории. То есть рядом с жильем строится не только социалка и объекты, формирующие рабочие места, но и саму недвижимость мы максимально приближаем к транспортным узлам, чтобы увеличить коэффициент пешей доступности. Чем быстрее люди смогут передвигаться по городу, тем больше у них будет свободного времени для самообразования, культурного досуга, поддержки здорового образа жизни.
Именно в этом залог успеха развития любого мегаполиса, и Москва не исключение. Более того, каждая сэкономленная человеком минута в пути в пересчете на количество населения нашей столицы дает колоссальный экономический эффект. Есть и другие существенные плюсы: разгружаются дороги, а значит, снимается «головная боль» пробки, а раз на трассах становится свободнее, уменьшается объем выхлопов, следовательно, улучшается экология, что напрямую влияет на здоровье людей.
— Какие знаковые проекты, реализованные вместе с транспортной составляющей, вы бы назвали?
— Бурное развитие транспортной инфраструктуры позволило нам реализовывать мегапроекты, имеющие глобальное значение для всего мегаполиса: гигантскую, не имеющую аналогов в мире по масштабам программу реновации жилого фонда, проекты комплексного освоения территорий — промзон, Москвы-реки, Новой Москвы, формирования крупных кластеров различного назначения. Это территория и «Лужников», и стадиона «Открытие Арена» (), и ЦСКА, и проект Московского международного медицинского кластера «Сколково», и уникальный парк «Зарядье» у стен Кремля. Все эти территории имеют удобную транспортную доступность. Взять, к примеру, программу реновации: подавляющее большинство районов расположено в непосредственной близости от Московского центрального кольца, которое уже более двух с половиной лет успешно перевозит пассажиров, от строящейся Большой кольцевой линии метро. Скоростной транспорт охватывает и охватит в будущем значительную часть этих территорий, а значит, снимет нагрузку с дорог и радиальных веток метро. Москвичи смогут жить и работать в пешей доступности от станций скоростного общественного транспорта и экономить свое время и деньги. Основная цель, поставленная городскими властями, — добиться того, чтобы через пять лет пеший доступ к метро и скоростной железной дороге имели 95 процентов москвичей. На достижении этой цели сосредоточены все наши усилия.
— Кстати, о метро. Кажется, что строительство новых линий и станций охватило весь город. Сколько линий и станций открылось для пассажиров с начала реализации программы метростроения, и каковы планы на будущее?
— Действительно, мы реализовываем беспрецедентную по мировым масштабам программу метростроения. По темпам и объемам строительства подземки мы лидеры в Европе и в числе мировых лидеров — выше темпы пока только в Китае. В одном только 2018 году, который, кстати, был объявлен мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным Годом метро, было построено и открыто для пассажиров 33 километра линий и 17 станций, что стало рекордом за всю 84-летнюю историю столичной подземки. Всего же с 2011 года введено 136,9 километра линий, 73 станции метро и Московского центрального кольца, девять электродепо для обслуживания подвижного состава, что тоже очень важно. Горожане получили 60 новых удобных пересадок. В течение ближайших пяти лет построим еще почти столько же, сколько уже построили. В цифрах это выглядит следующим образом: до конца 2023 года намерены ввести 134 километра, 55 станций и шесть электродепо. Москвичи смогут воспользоваться 34 новыми пересадками. Столичная подземка станет в два раза больше.
— И здесь главный проект — Большое кольцо метро. Первые станции открыты, а когда новая линия полностью замкнется?
— Строительство Большой кольцевой линии действительно ключевой проект, самый масштабный за всю историю столичной подземки и самый амбициозный. Напомню, что протяженность второго кольца метро с 31 станцией составит в общей сложности 70 километров. Первые два участка — от «Делового центра» до «Петровского парка» и от последнего до «Савеловской» мы открыли в прошлом году, пассажиры пользуются шестью станциями. В этом году запустим очередной участок — еще с двумя станциями: «Лефортово» и «Авиамоторная». В целом же работы развернуты на всех участках кольца. На сегодняшний день общая строительная готовность Большой кольцевой линии составляет 40 процентов. Полностью замкнуть кольцо планируем в 2022–2023 году. В результате три миллиона человек из 34 районов Москвы получат в шаговой доступности от дома и работы новые станции метро.
— А как обстоят дела с железными дорогами?
— Развитие радиальных железных дорог, а самое главное — их интеграция с метро и Московским центральным кольцом в единую взаимоувязанную общегородскую транспортную сеть — важнейший элемент создания современной транспортной инфраструктуры Москвы. Почему так важна эта интеграция? Потому что она обеспечивает основные функции транспорта: быстроту и удобство доставки пассажиров, возможность совершать комфортные пересадки с одного вида транспорта на другой, существенную экономию времени в пути, а благодаря внедрению единой системы билетов — и экономию денег. Таким образом, эффективность пассажирских перевозок повышается в разы. Поэтому совместно с  мы активно взялись за развитие и модернизацию железных дорог. В рамках этой работы в одном только 2018 году построено и реконструировано 52,7 километра путей и пять остановочных платформ.
— Развитие железных дорог включает и реализацию еще одного столичного мегапроекта — Московских центральных диаметров. Каковы его основные параметры и что получит Москва, когда проект будет полностью реализован?
— Московские центральные диаметры можно смело назвать прорывом в развитии всей транспортной системы мегаполиса. Ведь железная дорога становится полноценным городским транспортом. По факту Москва получит еще одно наземное метро наряду с МЦК. Время в пути с одного конца города на другой сократится почти вдвое. Пересечь столицу по диагонали без пересадки можно будет менее чем за час. Тем самым мы облегчим жизнь трем миллионам москвичей и еще трем миллионам жителей Подмосковья, которые ежедневно тратят от двух до четырех часов, добираясь на работу в Москву и обратно. То есть шесть миллионов человек забудут про то, что такое стоять в пробках в часы пик. Всего будет построено, реконструировано и благоустроено 446 километров, на которых расположатся новая 41 станция и 170 реконструированных. Таким образом, протяженность линий рельсового транспорта в Москве увеличится по сравнению с 2010 годом в три с половиной раза: достигнет более чем тысячи километров. И вся эта «рельсовая паутина» — метро, Московские центральные диаметры и кольцо, радиальные железнодорожные ветки — будет функционировать как единый организм. Первые два диаметра, Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск, планируется запустить уже к концу этого — началу следующего года.
— Все эти проекты предусматривают и строительство ТПУ?
— Разумеется. Без транспортно-пересадочных узлов создать эффективный транспортный каркас мегаполиса просто невозможно. ТПУ строятся и будут строиться как на станциях метро, так и на железнодорожных платформах. Такие удобные хабы есть в любом крупном городе мира. Теперь и Москва не станет исключением. По сути, весь акцент развития столицы в течение ближайших десяти лет будет именно вокруг ТПУ.
— Какова их функция и почему программе строительства ТПУ придается такое большое значение?
— Перед нами стоит задача интегрировать посредством транспортно-пересадочных узлов платформы МЦК с радиальными направлениями железных дорог, с метро, со станциями будущих Московских центральных диаметров. К тому же ТПУ, по сути, будут представлять собой мультимодальные центры: они не просто обеспечат пассажирам удобную и комфортную пересадку между всеми видами городского транспорта, но и послужат катализаторами развития прилегающих территорий, где будет строиться жилье и создаваться рабочие места. Чем больше такой недвижимости будет построено вокруг ТПУ, тем меньше будет и трафик. Такая практика распространена во многих густонаселенных мегаполисах мира, в том числе в Гонконге, Токио, Сингапуре. Люди, которые будут проживать вблизи ТПУ, получат возможность там же найти работу, там же отдыхать. И, конечно же, строя ТПУ, мы решим актуальнейшую для Москвы проблему пробок: создание системы хабов с удобными пересадками с одного вида транспорта на другой, с сопутствующей инфраструктурой и перехватывающими парковками позволит снизить загруженность дорожной сети в среднем на 7 процентов, что для многомиллионной столицы немало.
— О каких реализованных проектах ТПУ можно уже говорить?
— В прошлом году завершена реализация транспортной части пяти капитальных ТПУ на станциях метро «Ховрино», «Рассказовка», «Озерная», «Окружная» и «Шелепиха», шести хабов в рамках интеграции Московского центрального кольца и железных дорог. Примеры этого — станции «Окружная», «Новохохловская», «Стрешнево», «Карачарово», «Фрезер» и «Верхние Котлы». На сегодняшний день реализуются 97 транспортно-пересадочных узлов на 94 пересечениях с линиями метро, 25 пересечениях с линиями Московских центральных диаметров и 63 пересечениях с линиями железной дороги и МЦК.
— А какова на сегодняшний день ситуация в дорожном строительстве?
— Активно развивая рельсовый транспорт, о дорожном строительстве мы не забывали ни на минуту. Достаточно привести цифры. За 8 лет построено и открыто для движения 820 километров современных дорог. Тем самым протяженность столичной УДС выросла почти на 20 процентов. Введено 254 тоннеля, эстакады и моста — таким образом, количество искусственных сооружений в Москве за 8 лет увеличилось на 35 процентов. Знаковым в этом отношении стал 2018 год, когда было введено рекордное число искусственных сооружений (55) и были достигнуты очень высокие объемы строительства дорог: построили и реконструировали 127 километров. Плюс за 8 лет построено 220 пешеходных переходов. Но самое главное, мы создали мощный задел на ближайшую перспективу. До 2023 года будет построено и открыто для движения еще 568 километров дорог, 152 искусственных сооружений и 61 пешеходный переход. Самый масштабный и очень важный проект в этой сфере — создание хордового кольца из четырех магистралей. Северо-Западная, Северо-Восточная и Юго-Восточная хорда вместе с Южной рокадой не просто дадут возможность автомобилистам осуществлять скоростное движение по диагонали, не съезжая на «кольца», а будут связаны друг с другом и обеспечат возможность транзита за пределы Москвы. Общая протяженность хордовых магистралей составит 330 километров с 178 искусственными сооружениями.
— Какова степень готовности этого проекта?
— Северо-Западная хорда практически готова, в 2018-м был введен ее прямой ход, осталось построить балочный мост через Канал имени Москвы в Мневниках. До конца года планируем завершить все работы по нему, и тогда магистраль будет полностью готова и открыта для движения. На 70 процентов готова и Северо-Восточная хорда. В активной стадии строительства Южная рокада, начались строительные работы и на Юго-Восточной хорде.
Жильцы дома избавляются от соседства с больными детьми
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео