Войти в почту

Введение новых торговых центров в Москве временно остановилось

Ни одного торгового центра не было введено в Москве в эксплуатацию в III квартале 2018 года. Об этом говорится в исследовании международной консалтинговой компании Knight Frank.

В столице перестали вводить новые торговые центры
© РИА Новости
"В III квартале 2018 года объем предложение торговых площадей Москвы не изменился и составил 12,3 млн кв. м (из них полезная торговая площадь - 6,3 млн кв. м). Суммарно с начала 2018 года в столице было введено 97,5 тыс. кв. м площадей под аренду (без учета обслуживающих площадей - прим. ТАСС), что на треть меньше аналогичного показателя 2017 года", - подчеркивают аналитики компании.

Заявленные к открытию еще в первой половине года проекты были перенесены на конец года, новых проектов на рынок так и не вышло. Так, сроки открытия ТЦ "Южный" (его 2-1 фазы) и ТЦ Metromall были перенесены с сентября на октябрь 2018 года. Кроме того, с начала текущего года на 2019 год были перенесены даты открытия пяти торговых центров: ТРЦ "Остров мечты", вторая фаза ТЦ "Смоленский пассаж", ТЦ "Сказка", ТЦ в составе транспортно- пересадочного узла (ТПУ) "Рязанская", ТЦ "Ангара".

Суммарная арендопригодная площадь этих объектов составляет 118,2 тыс. кв. м, то есть 43% от изначально планируемого объема нового предложения в 2018 году. По итогам 2018 года, прирост нового предложения ожидается на четверть ниже аналогичного показателя предыдущего года (199 тыс. кв. м) и составит не более 159 тыс. кв. м, прогнозируют эксперты Knight Frank.

Причины стагнации

Как считает директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгения Хакбердиева, июль-сентябрь, как правило, характеризуется невысокой активностью на рынке, которая связана летним периодом, отпусками и каникулами. Однако, как правило, речь не шла об остановке ввода розничных объектов.

"В Москве и Московском регионе в принципе наблюдается спад девелоперской активности в торговом сегменте, и этот спад мы наблюдаем уже несколько лет", - считает эксперт.

Она связывает это с рядом факторов: экономико-политический кризис 2014-2015 годов, ухудшение инвестиционного климата, что привело к уходу международных инвесторов и фондов, "дорогие" деньги для девелопмента, высокие риски, связанные как с нестабильным внешним фоном, так и внутренней ситуацией - снижение доходов населения, стагнация оборотов розничной торговли.

"Плюс мало действительно интересных площадок в Москве, стоимость которых позволяет извлекать интересную для девелоперов маржинальность", - сказала Хакбердиева.

К концу осени, полагают эксперты, преобладающую долю в структуре розничной экспансии в торговле Москвы будут занимать марки средней ценовой категории. Год назад более половины новых брендов относилось к ценовому сегменту "выше среднего-премиальный". При этом низкий темп нового предложения способствует снижению среднерыночного показателя вакантности площадей в торговых центрах столицы.

По итогам III квартала 2018 года доля пустующих мест в торговых центрах Москвы сократилась на 1,4 п.п. по сравнению с декабрем 2017 года и составила 7,1%. Тенденция продолжится до конца года, полагают аналитики. Впрочем, на арендные ставки ситуация существенно не повлияла - значительных колебаний их диапазона в торговых центрах Москвы не отмечено.