Войти в почту

Машины над поездами: какие путепроводы открылись в Москве

Очень непросто перечислить все путепроводы, мосты и туннели, построенные в Москве за последние годы. За семь лет в столице появились 227 искусственных транспортных сооружений, которые значительно улучшили дорожную ситуацию. О некоторых из них рассказывает mos.ru.

Машины над поездами: какие путепроводы открылись в Москве
© Mos.ru

В пятницу был открыт новый автомобильный путепровод над МЦК. Он станет важной частью будущей транспортной сети на территории бывшего ЗИЛа. Благодаря новому путепроводу можно будет быстро выехать на проспект Андропова. Кроме того, этот мост свяжет в единую транспортную инфраструктуру Третье транспортное кольцо, станцию МЦК ЗИЛ и станцию метро «Технопарк». Всего же протяженность дорожной сети на территории бывшего ЗИЛа составит 31 километр. Также в планах построить новые мосты через Москву-реку и Нагатинский Затон.

Путепроводы над МЦК: реконструкция и обновление

Для запуска движения на МЦК многие железнодорожные путепроводы пришлось серьезно реконструировать: их параметры не позволяли пустить современные поезда по кольцу. Обновили Можайский, Ленинградский, Сусоколовский, Звенигородский, Коптевский, Богородский и Волоколамские (автодорожный и трамвайный) путепроводы.

Например, вместо устаревшего Звенигородского путепровода над путями МЦК возвели по сути новую четырехполосную эстакаду, которая связала два района Москвы — Хорошёво-Мнёвники и Хорошёвский. Для пешеходов сделали широкий тротуар. По краю дороги установили шумозащитный экран.

Старый Богородский путепровод, связывавший районы Богородское и Метрогородок, был построен в 1907-м и за прошедшие годы порядком устарел. Его пришлось разобрать и построить новый — почти на один метр выше.

Реконструкцию Волоколамских путепроводов называют самым сложным из этих проектов, поскольку здесь проходят не только автомобильная дорога и трамвайные пути, но и теплосеть. Количество полос для автотранспорта увеличилось с шести до 10, появилось по одной выделенной полосе в каждую сторону для общественного транспорта.

Надежность и пропускная способность Можайского путепровода (его длина — 75,9 метра, ширина — 67,2 метра) неподалеку от станции метро «Кутузовская» после реконструкции выросла в разы. Сам мост стал гораздо шире, на нем обустроили дополнительные выделенные полосы для общественного транспорта, стало возможным построить третий путь железной дороги.

Ленинградский путепровод подняли на полтора метра, а автомобильную трассу расширили на две полосы.

Коптевский путепровод на севере Москвы, соединяющий улицы Нарвскую и Клары Цеткин, был построен в один год с Богородским — в 1907-м. За свою более чем 100-летнюю историю его реконструировали один раз, более 60 лет назад. В ходе нынешней реконструкции взамен старого моста построили новый — на один метр выше и почти в четыре раза длиннее. Это позволило запустить движение по МЦК, построить третий железнодорожный путь и обновить изношенные конструкции.

Подарки автомобилистам

Новые автомобильные мосты появились и над другими железными дорогами. Самыми проблематичными для автомобильного движения за пределами МКАД были переезды. Киевское и Курское — загруженные направления железных дорог, пробки на переездах в Крёкшине, Кокошкине и Щербинке растягивались до двух часов.

После открытия путепровода над путями Киевского направления Московской железной дороги (МЖД) у платформы Крёкшино водители вздохнули с облегчением. По новой эстакаде проезжает до четырех тысяч автомобилей в час, а значит, ее пропускная способность на этом участке выросла в пять-шесть раз. Для пешеходов сделан тротуар.

Расположенную вблизи эстакады дорогу от улицы Солнечной до улицы Центральной расширили до двух полос в каждом направлении. А от шума и пыли жителей ближайших домов защищают специальные экраны.

На 33-м километре Киевского направления МЖД, в районе дачного поселка Кокошкино, построили новый автодорожный путепровод. Он обеспечил транспортную связь между Боровским и Минским шоссе, а в перспективе — с Киевским и Калужским шоссе.

Реконструкцию переезда начали в августе 2016 года. Меньше чем за год строители возвели четырехполосную эстакаду (по две полосы движения в каждую сторону) длиной 186 метров и шириной 25 метров. Это позволило увеличить пропускную способность переезда в четыре-пять раз. Многокилометровые заторы перед старым железнодорожным переездом остались только в памяти старожилов.

Также здесь построили удобные подъездные дороги, подходы к путепроводу и широкие тротуары. На опасных участках уложили тактильную плитку. Чтобы защитить жителей дачного поселка от шума, установили защитные экраны.

Открытие нового путепровода в форме подковы на 18-м километре Киевского направления железной дороги в районе станции Переделкино стало большим событием: теперь жители могут пересекать железнодорожные пути в два-три раза быстрее, чем по старому переезду со шлагбаумом. Длина двухполосной эстакады на пути между Минским и Боровским шоссе — 227 метров. По каждой полосе в двух направлениях могут ехать до 600–900 машин в час.

А переезд у Щербинки водители вспоминают с содроганием — из-за сверхплотного движения поездов он был закрыт примерно 70 процентов времени. В память о заторах остался термин «щербинский коллапс». Строительство путепровода на 34-м километре Курского направления МЖД у платформы Щербинка стартовало в ноябре 2015 года. Двухполосную эстакаду длиной 485 метров возвели за 15 месяцев. Это увеличило пропускную способность железнодорожного переезда более чем в восемь раз — с 200 до 1650 автомобилей в час в обоих направлениях. Кроме того, были реконструированы близлежащие улицы.

Появились новые автомобильные путепроводы над железными дорогами и в пределах МКАД. Так, над путями Павелецкого направления железной дороги появились сразу две эстакады. В 2016 году ввели в эксплуатацию мост около платформы Нижние Котлы, а в 2017-м открылась долгожданная эстакада, связавшая Западное и Восточное Бирюлево.

Эти районы были разделены железной дорогой. Перейти через пути можно было только по двум пешеходным тоннелям вблизи станций. До открытия эстакады проехать в Бирюлево через железную дорогу можно было только через МКАД. Открывшаяся в 2017 году в Южнопортовом районе эстакада через железнодорожные пути сократила пробег машин примерно в 10 раз и дала возможность быстро добираться до станции метро «Кожуховская».

Уникальные тоннели Москвы

Железные дороги — одни из важнейших транспортных артерий Москвы, но для автомобилистов они могут стать преградой на пути из района в район. Часто, чтобы развести пути МЖД и потоки машин, приходится строить уникальные инженерные сооружения.

Алабяно-Балтийский тоннель — часть Северо-Западной хорды — пролегает не только под крупной железнодорожной станцией Подмосковная Рижского направления (в районе платформы Красный Балтиец), но также под Ленинградским проспектом, двумя автотранспортными тоннелями (Волоколамский и Ленинградский) и сразу под тремя тоннелями Замоскворецкой линии метро. Прорыт он на глубине 25 метров. Работы велись в сложных геологических и гидрологических условиях.

Тоннель общей протяженностью 2,8 километра (основной — 1,94 километра, боковой — 850 метров) связал Северный и Северо-Западный округа столицы. Он существенно разгрузил Ленинградский проспект, благодаря ему появилась возможность выехать из Коптева и Войковского района, минуя улицу Космонавта Волкова. Чтобы управлять его сложными инженерными системами, специально создали центральный диспетчерский пункт.

Дальше по трассе Северо-Западной хорды на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина расположен еще один уникальный тоннель — винчестерного типа. У него нет аналогов в России. Транспортные потоки проходят в нем не рядом, а один над другим. Принцип позаимствован у знаменитых американский винчестеров — американских ружей. Это сделано для того, чтобы дорога пролегала максимально далеко от жилых домов. Если бы на его месте построили обычный тоннель, то расстояние до них составило бы шесть метров. Винчестерный тоннель позволил отодвинуть дорогу от домов на 14 метров.

Длина нижнего тоннеля по четной стороне улицы — 786 метров, глубина — 12,5 метра, длина верхнего тоннеля по нечетной стороне — 542 метра, глубина — 10 метров. Автомобили едут по трем полосам в каждом направлении. Еще две полосы тянутся вдоль тоннеля — они предназначены для заезда во дворы.

Крылатский мост стал вдвое шире

Длина Москвы-реки в пределах МКАД — около 80 километров, а вся береговая линия с заливами и затонами протянулась более чем на 200 километров. Берега реки связывают 30 мостов. Больше всего их в центральной части города. Минимальное расстояние между ними — 700 метров, а в среднем — около четырех километров. На юго-востоке эти цифры варьируются от пяти до 13 километров.

Некоторые из мостов должны стать частью крупных городских магистралей. Недавно для этого реконструировали Крылатский мост через Москву-реку в районе Гребного канала. Он стал частью участка Северно-Западной хорды от проспекта Маршала Жукова до Рублевского шоссе.

Старый Крылатский мост, построенный в 1984 году, уже не справлялся с нагрузкой. Четырех полос (по две в каждом направлении) для транспорта было откровенно мало. Теперь он стал шире в два раза: у него появился дублер. Созданы шесть полос движения (по три в каждую сторону).