Метро — частникам, деньги — народу: властям Самары предложили продать подземку

Самарский метрополитен нужно приватизировать. С таким предложением в администрацию города и области обратился бизнесмен из Санкт-Петербурга Ринат Бичурин. Мужчина считает, что город может получить за подземку до 65 млрд рублей. Но деньги эти нельзя оставлять чиновникам — их нужно раздать народу. Вопрос строительства и работы метро для Самары достаточно болезненный. Сейчас действуют 10 станций, большая часть которых была построена в советские годы для удобства сотрудников завода. Сейчас же подземка является самым непопулярным видом общественного транспорта. По последним данным, услугами метро пользуется только 1% горожан. Ежедневно метро в Самаре пользуются около 40 тысяч человек Перспективы получения денег на строительство новых станций по более востребованным маршрутам пока остаются туманными. Региональным властям еще предстоит побеспокоиться о завершении работ в перегонном тоннеле станции «Алабинской», чтобы уже наконец запустить ее в полном режиме. Сейчас поезда ходят челночным способом. Вариант решения проблемы местным властям предложил бизнесмен из Санкт-Петербурга Ринат Бичурин. Он заявил, что самарский метрополитен нужно приватизировать, а доход от продажи раздать горожанам. Свое обращение предприниматель направил в администрации города и области. — В самарском метро самый низкий показатель пассажиропотока. Поэтому давать городу деньги на дальнейшее строительство нет смысла, — считает бизнесмен. — Полноценный метрополитен должен перевозить до 20% населения, как в Петербурге. Это означает, что пассажиропоток в Самаре должен составлять примерно 400 тысяч в сутки. В 10 раз больше, чем сейчас. Пока же метрополитен висит грузом на местном бюджете и не развивается из-за отсутствия финансирования. Привлечь деньги можно только за счет приватизации. По словам Рината, потенциальные инвесторы уже есть. Стоимость имущества он оценил в сумму до 65 млрд рублей, отталкиваясь в расчетах от уже понесенных затрат на строительство подземки. — Новый владелец сможет брать кредиты под залог имущества, продавать акции и вкладывать деньги в строительство легкого метро. За счет аренды помещений на наземных станциях также можно получить доход. Стоимость проезда поднять намного не получится. Слишком большая конкуренция с другим транспортом, — уверяет бизнесмен. Бизнесмен считает, что в Самаре нужно строить наземное метро Выгоду получат и местные жители. Сторонник приватизации метро считает, что весь доход от продажи подземки должны получить жители. Им же впоследствии можно предложить купить акции метро. — По моим расчетам каждому горожанину достанется до 60 тысяч рублей. Местный и региональный бюджеты не смогут «переварить» такую сумму дохода. Да и отправят ее не на развитие транспорта, а на какие-нибудь «стройки века», — говорит Ринат. Пока обращение питерского предпринимателя изучают чиновники, местные эксперты выражают недоумение по поводу идеи предпринимателя. Большинство прочат инвесторам разорение, а самарскому метро — разруху. Эксперты называют метро убыточным — Это какая-то бутафория. Метро — неприбыльное предприятие. Если кто-то купит его, то вкладывать деньги в развитие не будет. Отдача какая? На мой взгляд, метро должно находиться в собственности государства. И строить его должны подведомственные властям организации, как это устроено в Казани, например. Там нет никаких проблем ни со строительством, ни с использованием метро, — прокомментировал идею бизнесмена Сергей Натальчук, генеральный директор «ВТС Метро», которая вела строительство станции метро «Алабинская». Разделяет его позицию и руководитель Центра гражданской защиты Андрей Ишмуратов. — Ни один частник не купит метро. Оно убыточно. Сейчас в Самаре ни по одному направлению нет пассажиропотока, чтобы загрузить подземку. На мой взгляд, расчеты сделаны неправильно. А предложение больше похоже на авантюру, — говорит Андрей. Есть и более серьезные причины для того, чтобы отказаться от приватизации подземки. — Для государства метрополитен носит стратегический характер. Насколько я знаю, законодательство не дает возможности в принципе его приватизировать. Есть успешные примеры приватизации других транспортных предприятий, которые, например, обслуживают автобусные и трамвайные маршруты. Пассажиропоток там гораздо больше, чем в метро, и при правильном подходе можно заработать деньги, — считает почетный президент национального института профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов Дмитрий Яковенко.

Метро — частникам, деньги — народу: властям Самары предложили продать подземку
© 63.ru