Войти в почту

«Ласточки» или «Иволги»: какими будут поезда МЦД

Конкурс на закупку поездов для первых линий МЦД уже объявлен, а движение должны запустить через год. Какие составы могут курсировать на МЦД и в каких условиях будут путешествовать пассажиры, выяснял корреспондент РИАМО. «Второе метро»: как будут работать Московские центральные диаметры >> Скоростные поезда для МЦД Согласно условиям конкурса, который объявила Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) в конце декабря, до конца 2018 года планируется закупить 23 скоростных поезда на 11,67 миллиарда рублей, которые будут обслуживать первую ветку МЦД Одинцово – Лобня. По данным пресс-службы ЦППК: первые составы поступят в парк летом 2018 года, а в 2019 году он будет полностью укомплектован. Как следует из тендера, минимальная скорость новых поездов составит 120 км/ч, они смогут разгоняться за 3,3 минуты, а их тормозной путь при экстренном торможении на скорости 120 км/ч составит 1057 метров. Новые поезда будут состоять из пяти вагонов, а при необходимости их число может быть увеличено до 10-ти. Длина составов МЦД составит до 132 метров, ширина – 3,48 метра. Wi-Fi и отсутствие тамбуров Как обещают в ЦППК, новые составы будут современными, максимально комфортными и безопасными. Вагоны МЦД будут адаптированы под частые остановки и максимальную вместимость. В каждом поезде разместят 260 сидячих мест и четыре места для инвалидов, а всего они смогут перевозить около 1000 человек одновременно. В поездах МЦД предусматривается схема сидений «2+2», кресла будут размещаться друг за другом или друг напротив друга. Над сиденьями оборудуют полки для ручной клади. Пассажиров МЦД также ждут современные системы климат-контроля, в том числе «тепловые завесы» у входных дверей, Wi-Fi, звуковые и визуальные системы информирования о поездках. Заказчики не забыли включить в техническое задание и столь важную в поездках вещь, как экологически чистые туалетные комплексы, в том числе приспособлены для инвалидов, по два в каждый состав. При посадке в поезд у пассажиров с велосипедом, детской коляской или габаритным багажом не должно возникнуть проблем: ширина входных дверей новых составов будет не менее 1,25 метра при минимальной высоте в 1,9 метра. При этом тамбуров в новых составах не будет, как и в поездах на Московском центральном кольце (МЦК). Кроме того, пассажиров хотят максимально защитить. Большое внимание будет уделено безопасности поездок: поезда будут оснащены внутренней и наружной системам видеонаблюдения, а также сигнализациями: в целях предотвращения несанкционированного проникновения в вагоны, попыток доступа к механизмам и в кабину машиниста. Претенденты на рельсы Итоги тендера подведут 12 февраля 2018 года. РИАМО попросил экспертов сравнить технические характеристики и возможности разных поездов, которые уже были запущены на железной дороге в Московском регионе. Заявленному техзаданию ЦППК на сегодняшний день соответствуют несколько поездов. Помимо «Ласточки», это ЭП2ТВ (электропоезд пригородный, 2-й тип, Тверской), созданный на Тверском вагоностроительном заводе, ЭП2Д (электропоезд пригородный, 2-й тип, Демиховский) производства Демиховского машиностроительного завода и «Иволга», которая в настоящее время уже курсирует на маршруте Ново-Переделкино – Москва Киевского направления Московской железной дороги (МЖД). Возможные поезда для запуска на МЦД Поезд Число вагонов Скорость (max) Длина состава (5 вагонов) Вместимость пассажиров (5 вагонов) «Ласточка» 5 160 км/ч 126 метров 1270 ЭП2ТВ 4-14 160 км/ч 112 метров 1540 ЭП2Д 2-12 120 км/ч 112 метров 1305 «Иволга» 3-14 120-160 км/ч 116 метров 1250 «Электрички «Ласточки» уже эксплуатируются на МЦК, и они нравятся людям. Это удобные и комфортные поезда, никаких претензий к ним нет», - говорит координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. Как отмечает координатор общественного проекта «Движение» Андрей Орел, поезда, которые хорошо себя зарекомендовали на МЦК, вполне могут курсировать и за городом. По его словам, единственное отличие между МЦК и МЦД – это время поездок. Если на кольце составы делают полный круг за условный час, то на диаметрах они будут час-полтора находиться за городом – а потом въезжать в Москву. «Уровень комфорта в «Ласточках» и других аналогичных современных поездах таков, что пассажиры смогут без проблем перенести в них и часовое, и двухчасовое, и более длительное путешествие», - отмечает Орел. По мнению научного сотрудника Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Егора Мулеева, МЦД – во многом «имиджевый» проект, поэтому теме комфорта на его поездах будет уделено огромное внимание. Перед запуском предыдущего крупного транспортного проекта столичных властей – МЦК – эксперты высказывали опасения насчет его комфортности, однако они не подтвердились, напомнил эксперт. По его словам, «Ласточки», которые курсируют на МЦК, специально дорабатывали: например, в составах уменьшали число сидячих мест и устанавливали поручни для стоящих пассажиров. «Первоначально «Ласточка» и аналогичные ей поезда разрабатывались именно для пригородного сообщения – как раз такого, к которому относятся ветки МЦД. Поэтому никаких проблем тут не будет», - заключил эксперт. Новый уровень сообщения По мнению Мулеева, запуск МЦД существенно улучшит сообщения между Москвой и областью, которому много лет не уделялось должного внимания. Московские центральные диаметры (МЦД) соединят железные дороги разных направлений – в результате появятся новые маршруты общественного транспорта между городами Московской области, проходящие через столицу. Движение по МЦД планируют запустить в ближайшие 2-3 года, первыми планируют открыть для движения ветку МЦД1 Одинцово – Лобня и МЦД2 Нахабино – Подольск. По данным ЦППК, на первых двух направлениях МЦД планируется создать 36 пересадок на электрички, метро и станции МЦК. «Идея наземного метро в Москве, которое пройдет по существующим путям – очень здравая, подобные проекты уже успешно реализованы в Германии и Франции. После запуска МЦД качество жизни людей, живущих вблизи новых веток, наверняка улучшится», - прогнозирует Шкуматов. Помимо прочего, ветки МЦД смогут «оживить» территории вдоль ж/д путей, которые сейчас используются как складские помещения либо заброшены, считает он. В свою очередь Андрей Орел отмечает, что идея электрички, плавно превращающейся в столичное метро, весьма привлекательна и станет для жителей Московского региона приятным сюрпризом. Благодаря МЦД кольцевые автодороги должны разгрузиться на 2-5%, примыкающие станции метро — на 5-10%, вокзалы РЖД — на 15-25%.

«Ласточки» или «Иволги»: какими будут поезда МЦД
© РИАМО