На маршрут выходит троллейбус без усов

Объявлен аукцион на закупку первых 300 электробусов, которые выйдут на маршруты в этом году. По условиям торгов транспорт приобретают у трех разных производителей.

Ликсутов рассказал о закупке электробусов
© Вечерняя Москва

Это необходимо, чтобы проверить, как необычный пока для России транспорт поведет себя в непростых условиях: заторы, суровая погода, высокая пассажирская нагрузка.

По результатам этого масштабного теста будет сделан выбор на следующие два года.

А с 2021 года город будет закупать только электробусы — об этом накануне Нового года заявил заммэра Москвы, глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

— Будет проведено три аукциона по 100 единиц подвижного состава каждый, со стартовой ценой десять с половиной миллиардов, — рассказал Ликсутов. — Производители будут обязаны поставить 98 ультрабыстрых зарядных станций. С победителями аукционов заключат 15-летний сервисный контракт, согласно которому они должны будут обеспечить полную функциональность подвижного состава и зарядных станций, неся за это финансовую ответственность. Это первый этап проекта. Дальше мы планируем ежегодно приобретать по 300 электробусов в год.

Как рассказали в пресс-службе департамента, испытания электробусов без пассажиров начались в Москве еще в 2015 году. Специалистами ГУП «Мосгортранс» были протестированы электробусы как отечественного, так и зарубежного производства. В тестах приняли участие машины, произведенные в Белоруссии, Финляндии, Венгрии и Китае, — в этих странах подобный вид транспорта уже эксплуатируется. После испытаний все опытные образцы вернулись на заводы, так что определенная интрига — кто будет участвовать в поставках первых партий электробусов в этом году — сохраняется. Известно, что интерес к проекту проявляют «Группа ГАЗ» и «КамАЗ».

Все машины будут низкопольными, просторнее автобусов за счет отсутствия двигателя внутреннего сгорания в задней части салона. Электромоторы же представляют собой единое целое с ведущими колесами. Аккумуляторы, скорее всего, разместят на крыше — подальше от воды и прочих агрессивных сред. Вместимость — не менее 85 человек. Комфорт — на самом высоком уровне, включая кондиционирование, USB-разъемы для подзарядки гаджетов, места для инвалидов, Wi-Fi, спутниковую навигацию и прочее.

Запас хода — не менее 40 километров в любых условиях.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Норайр Блудян, директор транспортной ассоциации московской агломерации:

— Есть очень жесткое техническое задание, которое выставлено для потенциальных участников тендеров — производителей, готовых поставлять свою технику в столицу. Поэтому с точки зрения конструкции электробусов, требований их эксплуатации все отработано. Но понятно, что техника новая, и как электробусы покажут себя в реальной жизни — другой вопрос. По опыту, безусловно, что-то может проявиться, но к этому надо относиться спокойно.

Игорь Моржаретто, автомобильный эксперт:

— Сейчас многие страны внедряют электробусы — особенно те, где сильна транспортная загазованность. Я был в Шанхае, где электробусы эксплуатируются не первый год, — это отличный транспорт! К сожалению, у нас не столь мягкий климат, как в Шанхае. Помню, как-то зимой знакомые дали прокатиться по Москве на электромобиле: вместо заявленных 150 километров его хватило на семь. Правда, стояли лютые морозы и были пробки. Если конструкторы обеспечат требуемый условиями конкурса пробег — будет здорово.