Поезд следует до станции «Стрелка». Метростроевцы вышли на финишную прямую
Летом следующего года Нижний Новгород примет матчи Чемпионата мира по футболу-2018. Путь болельщиков на игры сделает проще и комфортнее новая станция метро. А потом ей предстоит минимум столетие (именно столетие) служить нижегородцам и гостям города. Куда сегодня показывает «Стрелка»? Только вперёд! Привет на сто лет На всех четырёх строительных площадках новой станции работа кипит круглые сутки. В начале Мещерского бульвара за синим забором живёт своей жизнью настоящий подземный город. Станционный комплекс уходит вниз на 14 метров. Спускаясь по временным ступеням, можно уже смело сделать несколько шагов внутрь двух перегнанных тоннелей. Даже не верится, что совсем скоро, в апреле 2018 года, туда и обратно, от станции «Стрелка» до станции «Московская», отправятся поезда с пассажирами. «На всём протяжении тоннелей завершают укладку верхнего строения пути (это путевой бетон, шпалы, рельсы, рельсовые скрепления, стрелочные переводы). Прокладывают магистральные кабельные линии, силовые и слаботочные системы, - рассказывает заместитель генерального директора строительной компании «УС-620» Сергей Ющенко (компания - генподрядчик проекта станции метро «Стрелка). - Правый тоннель завершили на 95%. В левом осталось залить бетоном 500 м верхнего строения пути и проложить кабели. Эти объекты будут окончательно готовы к концу марта 2018 года. По нормативам срок строительства станции «Стрелка» - 41 месяц. На деле мы укладываемся в 37 месяцев». Темпы впечатляют, тем более что в районе строительства сложная геологическая обстановка. Когда-то здесь намывали искусственный грунт, чтобы строить на нём многоэтажные жилые дома спального микрорайона. Он стоит на обводнённых песках, а кое-где - и на техногенном мусоре - бетонном ломе, кусках асфальта и арматуре. На одном из участков даже пришлось поднимать на поверхность тоннелепроходческий щит и заменять его режущий инструмент. Однако уже сейчас видно: в перегонных тоннелях воды нет ни на полу, ни на стенах. Стены сделали из сборных железобетонных блоков, полностью герметичных, водонепроницаемых. Новую станцию метро надёжно защитили от подземных вод. Гидроизоляция «Стрелки» выполнена из современных композитных материалов. Между прочим, по нормативным документам гарантийный срок службы станции метро - 100 лет. Кстати, практически все строительные материалы - отечественного производства. «Импортозамещение - принципиальный вопрос при строительстве всех стратегически важных объектов в России, - объясняет Сергей Ющенко. - Мы работаем в том числе с нижегородскими производителями». В зоне доступа Сейчас в вестибюлях и на платформе станции «Стрелка» ведут архитектурно-отделочные работы, монтируют инженерно-технические системы: вентиляцию, канализацию, систему водоснабжения, электрооборудование. Идёт монтаж подвесных потолков - они будут из композитных материалов. Новая станция Нижегородского метрополитена - мелкого заложения. Длинный пешеходный переход под Мещерским бульваром, ведущий к «Стрелке», как современный аэропорт, оснастят травалатором. Длина его будет 135 метров. А вот эскалаторов на станции не будет: перепад высоты между вестибюлем и платформой - меньше шести метров. Пассажирам достаточно спуститься всего на 28 ступенек вниз, чтобы сесть в поезд. Эскалатора не будет, но «Стрелка» будет комфортной для инвалидов-колясочников и незрячих пассажиров. На платформу из вестибюля таких людей доставит специальный лифт. При желании попасть к поездам от входа на станцию можно будет при помощи пандусов и подъёмных платформ. Впервые в нижегородском метро на станции «Стрелка» для удобства незрячих пассажиров оборудуют и контрастные полосы, и тактильные средства на платформе. «Хорошо, что в городе появится ещё одна станция метро, доступная для маломобильных граждан, - уверен председатель нижегородской региональной общественной организации инвалидов «Инватур» Андрей Буланов. - Пока то же самое можно сказать лишь о «Горьковской». Нижний Новгород - современный мегаполис, который должен развиваться по мировым тенденциям. Одна из них - транспортная доступность городской среды». Любая станция Нижегородского метро - объект стратегического значения. «Стрелку» обязательно оснастят средствами антитеррористической защиты и защиты от противоправных действий. Мало кто знает, но станцию намеренно построили в некотором отдалении от футбольного стадиона - тоже в целях безопасности. По требованиям FIFA болельщики после завершения матча должны пешком пройти от арены «фанатскую милю» - от 800 до 1000 метров, чтобы люди не создавали давки на транспортной развязке. Со «Стрелки» будет четыре выхода - два в районе магазина Metro и два - с другой стороны станции. В проект включили и подземный пешеходный переход от станции метро «Стрелка» к противоположной стороне Мещерского бульвара, к жилым массивам. Ужель та самая «Татьяна»? Кстати, щит «Татьяна», на долю которого пришлась нелёгкая тоннелепроходческая работа, сейчас отдыхает на одной из строительных площадок «Стрелки». Его разобрали в ожидании строительства нового объекта. Возможно, это будет стройка следующей станции нижегородского метро - «Сенная» или «Волга». «Это совсем новый тоннелепроходческий комплекс. «Татьяна» прошла только два перегонных тоннеля станции «Стрелка», для такого щита это совсем не срок, - говорит Сергей Ющенко. - Ударно поработавший щит разобрали, чтобы при необходимости его можно достаточно быстро «перебросить» на другой объект - нужная для этого автомобильная техника у нашей компании есть. Потом комплекс можно собрать максимально быстро». Слухи о том, что метростроевцы обнаружили под землёй «кладбище» военной техники времён Великой Отечественной войны, можно назвать городскими легендами. Реальные находки - ржавая гильза и пара касок времён войны. Станция метро «Стрелка» станет первой в большом микрорайоне Мещерское озеро. Главгосэкспертиза уже дала положительное заключение по проектной документации и инженерным изысканиям для строительства ветки метро до станции «Волга». «Волга» продолжит Сормовско-Мещерскую линию нижегородской подземки. «После пуска «Стрелки» ожидаемый рост пассажиропотока составит 20-30%, - говорит директор муниципального предприятия «Нижегородское метро» Олег Яушев. - Мы планируем купить новые вагоны, из которых сформируем пять составов. Это позволит сократить интервал движения поездов до 3-5 минут. Движение организуем по двум линиям раздельно с пересадкой пассажиров на станции «Московская». Новые вагоны будут полностью соответствовать всем современным международным стандартам. Обещают, что ездить в них будет комфортно и безопасно. Вода и камень Новая станция будет выдержана в стилях минимализм и хай-тек, сообщили в городском Главном управлении по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей (ГУММиД). «Отделку выполнят из долговечных материалов российского производства, - объяснил генеральный директор ГУММиД Юрий Гаранин. - Стены облицуют керамогранитом светлых тонов. Он создаст образ водной глади. Полы вымостят натуральным гранитом светлых и тёмных тонов. Потолки будут из алюминиевых панелей с полимерно-порошковой окраской». Изначально планировали использовать при отделке «Стрелки» искусственный камень, однако подрядчик предложил альтернативный вариант, аналогичный по стоимости, - натуральный гранит. Это более долговечный и качественный материал и, безусловно, более красивый. На строительную площадку уже доставили уральский гранит для декоративной отделки новой станции. Кстати, это напрочь опровергает слухи о том, будто в России этот натуральный камень закончился и его якобы теперь везут из Китая. Оригинально! Создавая дизайн-проект «Стрелки», не забыли про художественное оформление. В каждом из двух вестибюлей будет панно. Первый вестибюль оформят в спортивном стиле - он будет посвящён играм чемпионата мира по футболу 2018 года. На панно будет фигура футболиста с мячом, выполненная из стержней на пространственном каркасе. Панно оснастят внутренней LED-подсветкой. Во втором вестибюле изобразят любимый Нижний - место слияния Оки и Волги, кафедральный собор Александра Невского, Канавинский мост, речную гладь и звёздное небо. В будни и праздники панно будут подсвечивать по-разному. «Проект, который сейчас воплощают, стал самым интересным и оригинальным вариантом оформления станции из множества вариантов», - заявлял главный архитектор Нижнего Новгорода Виктор Быков на градостроительном совете. И это добрая примета... Метро строят по высоким технологиям. Но, оказывается, и у метростроевцев есть приметы и традиции, «гарантирующие» им хороший результат. Вот самые интересные: Проходческий щит обязательно получает женское имя. Имя выбирают общим голосованием метростроевской бригады. Щит, который прокладывал перегонные тоннели станции «Стрелка», именно при таких обстоятельствах назвали «Татьяной».Перед первым погружением под землю щит обязательно кропят святой водой. Также на строительной площадке служат молебен на начало всякого доброго дела, а метростроевской бригаде передают в дар православную икону.Каску метростроевца, согласно примете, нельзя класть на стол. Входя в помещение, каску вешают на стену, кладут на пол или держат в руках.Обязательный выходной день получают метростроевцы назавтра после успешной сдачи объекта. Только цифры 10 млрд 396 млн 223 тыс. 492 руб. - стоимость строительных работ на станции «Стрелка» по муниципальному контракту.1,5 тыс. человек и 50 единиц техники работают на объекте.300 - 350 м в месяц - скорость движения тоннелепроходческого щита «Татьяна».25 - 30 тыс. пассажиров в сутки - расчётный пассажиропоток станции «Стрелка» в дни чемпионата мира по футболу.Более 800 тонн рельс прибыли в Нижний Новгород для строительства путей к станции «Стрелка». Дословно И.о министра транспорта и автодорог Нижегородской области Александр Обора: «Развитие метро влияет на расстановку сил на дорогах города. Понятно, что абсолютно все автомобилисты не пересядут из личного транспорта в вагон подземки, но многие воспользуются такой замечательной возможностью сократить время в пути... Когда построили станцию «Горьковская», огромное количество людей предпочли подземный транспорт наземному - время в пути из центра Автозаводского района до центра города сократилось до получаса... Сеть метро нужно развивать и в нагорной части, и в заречной, предусмотрев перехватывающие парковки. Тогда изменится само качество жизни нижегородцев: у них появится альтернатива - быстро добраться в любую часть города или стоять в пробках». Компетентно Владислав Жуков, член общественного совета при Минприроды РФ, советник председателя комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды: «Объективно метро - это очень сложное инженерное сооружение, требующее колоссального финансирования. Однако сегодня государство готово вкладывать такие средства в строительство новых станций метрополитенов по всей России, потому что для современного мегаполиса это отличное экологичное решение транспортной проблемы. Конечно, при строительстве могут быть некие изменения в городской среде. Но всё познаётся в сравнении, особенно если считать ущерб окружающей среде и здоровью людей от того же наземного транспорта. Метро - необходимая часть современной транспортной системы Нижнего Новгорода. Это вложение в будущее!» Официально Глава Нижегородской области Глеб Никитин: «Региональная программа подготовки к чемпионату мира, включающая 15 подразделов, 126 мероприятий, - одна из самых масштабных в стране. Это огромная работа и огромное наследие, которое останется нижегородцам после чемпионата. Новый аэропорт Нижнего Новгорода, новая станция метро «Стрелка», спортивные объекты - всё это повысит качество жизни нижегородцев и создаст импульс для дальнейшего развития, благоустройства города». (30 сентября 2017 года, встреча с делегацией представителей FIFA и Оргкомитета «Россия-2018») Генеральный директор Оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин: «Нижний Новгород предпринимает огромные усилия - очень большое количество транспортной инфраструктуры строится... У нас в принципе нет сомнений, что город сможет прекрасно подготовиться к чемпионату мира». (3 октября 2017 года, заседание Совета по развитию физической культуры и спорта под председательством президента Владимира Путина)