Войти в почту

Архитектурные конкурсы дают шанс молодым командам

18 октября в эфире сетевого вещания «ВМ» эксперты обсудили строительство и дизайн новых станций Московского метрополитена. Городское планирование От прошлого к будущему метро: чем вдохновляются архитекторы, как сделать подземку удобной для жителей, в чем сложность реализации проектов? Отвечать на эти вопросы призваны архитекторы, строители и историки городской подземки. — От проектно-изыскательных работ до общественных обсуждений и выхода на стройплощадку проходит достаточно долгое время, — отметил заместитель генерального директора по внешним связям и спецпроектам АО «Объединение «Ингеоком» Кирилл Петров. — Решение о строительстве новых станций метро сопряжено с большой увязкой транспортных потоков в городе и существующей инфраструктурой конкретного района. По словам главы архитектурного бюро Тимура Башкаева, в настоящее время любая станция рассматривается как основа будущего транспортно-пересадочного узла, который принимает на себя потоки пассажиров пригородных электричек, автобусов, трамваев, маршруток. — Работа по созданию транспортно-пересадочных узлов в городе ведется постоянно, — сказал он. — Например, строящаяся сейчас станция «Окружная» объединит потоки пассажиров, пользующихся Московским центральным кольцом, радиальным направлением железной дороги и автобусами. Метро — важная часть глобальной агломерационной транспортной системы. Чем больше будет пересадок между разными видами транспорта, тем удобнее станет город для его жителей. При этом Москва формирует долгосрочные планы развития своей транспортной инфраструктуры. В последние годы это также обусловлено развитием присоединенных территорий. Как напомнил главный архитектор проектной организации АО «Мосметрострой» Евгений Косыгин, при проектировании будущих станций в Новой Москве необходимо учитывать развитие этой части мегаполиса, увеличение плотности населения и планирование застройки. — Инициируют появление новых участков городской подземки и сами жители, — сказал он. — Например, Солнцевский радиус возник после просьб горожан. Обсуждают расположение новых станций на общественных слушаниях. Тем не менее публичность принимаемых решений — это новаторство последних лет. В советскую эпоху метростроя такие проекты не обсуждались с москвичами. — А появление новых станций, напротив, вызывало негодование жителей. Появлялись такие мнения: «многие еще живут в бараках, а вы метро решили строить», — сказал историк метро, фотограф, блогер Александр Попов. — История показала, что москвичи в 1930-е годы были неправы. Конечно, и сейчас есть те, кто выступает против возведения новых участков подземки. Однако недовольных людей единицы, в основном жители настроены позитивно и с нетерпением ждут открытия новых станций метро. Практика конкурсов Нынешняя задача архитекторов и строителей — создать удобные станции, не повторяющие минимализм прошлого и отличающиеся новаторскими решениями. Для привлечения внимания архитекторов и проектировщиков проводятся конкурсы. — К участию в разработке дизайна новых станций метро привлекаются как российские, так и зарубежные специалисты, — рассказал Тимур Башкаев. — Благодаря конкуренции новизна в строящихся объектах может появиться. Три прошедших архитектурных конкурса дали хорошие результаты: свежие идеи исходят от разных проектных организаций. С каждым разом конкурс становится еще лучше: участники оценивают опыт других команд, а их работы выходят на новый качественный уровень. Важно, чтобы практика таких творческих состязаний продолжалась, а станции московского метро улучшались. Строители высказали готовность строить новые объекты. — Построить можно все, — отметил заместитель генерального директора по строительству метрополитена АО «Объединение «Ингеоком» Владимир Кулаков. — Главное, чтобы внутренний конструктив оставался удобным и эргономичным. Москвичи не видят, но сама станция не ограничивается платформой, вестибюлями и тоннелями. Это многоуровневое сооружение, внутри которого находятся от 300 до 500 помещений. Как добавил Тимур Башкаев, дизайн станций касается преимущественно видимых пассажирам зон, к остальным помещениям применяются стандартные решения. На уровне закона Проект строительства станций метро могут возвести в ранг закона. Его принятие лишит возможности отходить от утвержденного варианта. Пока строители имеют некую свободу действий. — Проект — это своеобразная декларация, в рамках которой можно что-то подвинуть или изменить, — отметил Евгений Косыгин. — Конкретное технологическое задание изменит существующую ситуацию. Но тут есть проблема: у метростроителей нет официальных технологов метро. Все действующие специалисты работают исходя из сложившегося в компании опыта. Набор помещений, их компоновку, расположение оборудования и сам принцип формирования станций определяют представители строительной и эксплуатирующей организаций на экспертном совете. Однако в процессе возведения станций строители могут внести свои коррективы в проект. Наличие профильного специалиста решило бы этот вопрос, что впоследствии упростило бы эксплуатацию объектов подземки. По его словам, рекордные объемы строительства метро заставят решить эту проблему на самом высоком уровне. До 2020 года в Москве должны построить более 60 новых станций. Для пассажиров откроется движение на Третьем пересадочном контуре, на новых станциях Люблинско-Дмитровской, Замоскворецкой, Калининско-Солнцевской, Сокольнической линиях метро. За эти годы будет возведена и совершенно новая ветка — Кожуховская, которая пройдет с юго-востока. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Архитектурные конкурсы дают шанс молодым командам
© Вечерняя Москва