Войти в почту

Пыль и углекислый газ. Чем мы дышим в транспорте

Воздух в вагонах московского метро на Арбатско-Покровской, Кольцевой линиях и на МЦК содержит большое количество пыли и углекислого газа, что может негативно сказаться на здоровье пассажиров. К таким выводам после серии замеров пришел инициативный житель столицы и блогер Виктор Борисов. Корреспондент портала Москва 24 вместе с активистом проехался по нескольким маршрутам транспорта и сделал замеры. Об итогах эксперимента читайте в нашем материале. Проблемы вентиляции под землей Во время исследования в метро Виктор Борисов провел в столичной подземке около семи часов и за это время проехал более 100 станций на восьми линиях метро. Он проводил измерения концентрации углекислого газа и количества пыли в воздухе 2 октября, с 11 до 18 часов дня при средней загруженности метро. Углекислый газ – это то, что выдыхает человек при дыхании. Этот продукт жизнедеятельности человека даже в небольших концентрациях вреден для здоровья. А в невентилируемых помещениях, как, например, в вагоне нового поезда метро "Русич", углекислый газ способен накапливаться. На открытом воздухе концентрация углекислого газа в воздухе в среднем составляет 400 ppm (parts per million), а внутри замкнутого пространства один человек способен выделять его выше критической отметки в 1000 ppm за 30 минут. При повышенной концентрации углекислого газа во вдыхаемом воздухе начинаются упадок сил, сонливость и депрессия. Помимо СО2 измерялось также количество мелких твердых микрочастиц PM2.5 (particle matter) диаметром менее 2,5 мкм, опасность которых заключается в том, что они легко проникают сквозь биологические барьеры человека, накапливаются в организме и очень медленно выводятся, результатом чего может быть даже заболевание раком легких. По результатам исследования Виктор Борисов сделал вывод о том, что на Кольцевой и Арбатско-Покровской линиях в метро, в поездах МЦК концентрация углекислого газа и пыли многократно превышает предельно допустимую норму. Например, в вагоне между станциями "Белорусская" и "Краснопресненская" концентрация СО2 составила более 1000 ppm. Самый чистый воздух оказался на Сокольнической ветке, где ходят старые поезда 1990-х годов. Конструкция этих поездов предусматривает циркуляцию воздуха по вагону: на крышах вагонов есть специальные ковши, которые забирают воздух из тоннеля и пропускают его в вагон. Кроме того, на станциях метро вентиляция работает отлично, проблемы с циркуляцией воздуха есть только в вагонах (между станциями), таких как "Русич", у которых загерметизированы окна. Как проводились измерения? Для измерений Виктор использовал профессиональный логгер AirVisual Node, который способен измерять температуру, влажность, концентрацию углекислого газа и количество микрочастиц пыли. Измерения проводились в непрерывном режиме каждые десять секунд. Также были продублированы замеры температуры и влажности. Оборудование было закреплено снаружи на рюкзаке, примерно на высоте 1,5 м от земли. Во время всего маршрута Виктор датчики не трогал – они работали в автоматическом режиме. А как же СанПиН? По нормам СанПиН "содержание загрязняющих веществ в воздухе не должно превышать концентрацию смешанной пыли − 0,5 мг/м3". В целом в вагонах метро уровень пыли находится на соответствующем уровне, однако в вагоне поезда между станциями "Красногвардейская" и "Царицыно" показатель количества пыли составил более 55 мкг/м3. О проблемах с воздухом на земле Получив результаты о работе вентиляции в метро, Виктора Борисов решил провести исследования в наземном общественном транспорте. В этот раз он провел эксперимент совместно с корреспондентом портала Москва 24 Кристиной Оленевой. Мы начали свой маршрут от станции метро "Университет", где сели на троллейбус № 28, чтобы доехать до Комсомольского проспекта. Транспорт был загружен средне, тем не менее все сидячие места были заняты. Модель троллейбуса – АКСМ-321 – белорусского производства, его часто можно встретить в Москве. Система вентиляции в этом транспорте – форточки, поэтому здесь показатель концентрации углекислого газа – более 1000 ppm. После поездки на троллейбусе мы пересели на автобус, следующий по маршруту А, чтобы добрать до Тверской улицы. Автобус был отечественного производства – “ЛиАЗ”, практически пустой, поэтому дышать там было полегче, чем ранее в троллейбусе. Кроме того, на остановках в салон автобуса проникал свежий воздух. "Не открывайте окна, работает кондиционер" Далее нам предстояло пересесть на автобус, следующий до Белорусского вокзала, – маршрут № 101. Подъехал "Мерседес", полностью забитый людьми. Но что странно, несмотря на количество пассажиров, которые выдыхали огромное количество углекислого газа, дышалось в салоне вполне свободно. Виктор Борисов объяснил это тем, что у немецкого производителя в конструкции предусмотрена в том числе и система вентиляции. "У людей ошибочное представление о вентиляции. Большинство думает, что кондиционеры забирают воздух с улицы и подают его в салон. Но на самом деле это не так: кондиционер просто забирает имеющийся воздух, охлаждает его и возвращает обратно", – пояснил Борисов. Добравшись до Белорусского вокзала, мы пересели на новый трамвай "Витязь" и отправились в сторону "Новослободской". Прежде чем говорить о воздухе, стоит отметить, что сам трамвай будто переносит тебя куда-то в будущее: USB-зарядки, огромные окна, нет турникетов (но "валидейтить" билеты все равно нужно) и кабина водителя прозрачная. Кроме того, едет он тише и мягче, чем "пожилые" столичные трамваи. Теперь перейдем к воздуху. Хоть трамвай и был полупустой, концентрация углекислого газа подходила к критической – 900 ppm. Причина также может быть одна – неработающая вентиляция, а окна открыть там невозможно: они закручены болтами. Наша с Виктором совместная поездка закончилась в автобусе № 47, который следовал через станции метро "Менделеевская" и "Новослободская". По словам Борисова, "в этом автобусе была самая печальная обстановка". Там показатели ppm были далеко за 1000. В заключение добавим, что согласно ГОСТу Р 50993-96 "система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека − не менее 30 м3/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя); не менее 7 м3/ч − в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя". Измерения свидетельствуют, что показатели выдерживаются далеко не всегда.

Пыль и углекислый газ. Чем мы дышим в транспорте
© Москва24