Войти в почту

Метро в кино: как снимали фильмы под землей

Кто первый додумался снимать кино в подземке, где в Москве находится чатланское метро и в каких фильмах пытались выдать петербургский и даже самарский метрополитен за московский, смотрите на m24.ru. Первая съемочная группа, которая полезла под землю и сказала там: "камера, мотор!", снимала легендарный "Цирк". Сам фильм смотрели уже немногие, несмотря на цветную реставрацию, но песню "Широка страна моя родная..." уж точно слышали все. Наверное. Там есть коротенькая сценка на станции "Охотный ряд". И тут же на месте рождается комедийный гэг, ставший ныне почти что каноническим: человек пытается взбежать наверх по едущему вниз эскалатору. Через два года после "Цирка" был снят фильм "Новая Москва" – гимн сталинскому генплану реконструкции столицы, оформленный в виде легкой комедии. Картина пролежала на полке практически до наших дней и ныне известна даже не всем специалистам. Перестройка московского центра в ней показана "в процессе". Например, расчистка Манежной. В правой части кадра уже построенная первая очередь гостиницы "Москва", на заднем плане малоэтажная застройка в начале улицы Горького. А еще там можно увидеть применение редкой и забытой в наши дни технологии "переноса" зданий, когда целый дом брали и отодвигали в сторону на несколько десятков метров. При этом ухитрялись не отключать коммуникации, а зачастую даже не отселяли жильцов. Ну и, конечно, метро, куда же без него в "новой Москве". Вестибюль "Курской" Арбатско-Покровской линии. Внутри вагона. Прокатиться в таком можно сейчас по Сокольнической линии, если повезет. Платформа "Киевской" Филевской линии. И "Театральной", которая тогда называлась "Площадь Свердлова". А дальше была война, и кино в московском метрополитене уже не снимали. Как мы знаем, в это время подземка стала бомбоубежищем и запасным командным пунктом. Разумеется, с тех пор редко какой фильм о военной Москве обходился без кадров с закутанными в одеяла перепуганными людьми, сидящими на полу той или иной станции. С ходу вспоминается "Битва за Москву. Фильм второй" Юрия Озерова. Тут можно увидеть не только укрывающихся на "Маяковской" от бомбежек москвичей, но и "реконструкцию" знаменитой речи Сталина на заседании Моссовета 6 ноября 1941 года, проходившем на той же станции. И поезд с закрытыми окнами, на котором генсек приезжает на станцию. Когда мирная жизнь вернулась, и московский быт вошел в свою привычную колею, в метро снова стали просто ездить и назначать свидания девушкам в синих платьицах. И все это тут же стали снимать. Куда, к примеру, главный герой детского фильма "Алеша Птицын вырабатывает характер" повел подругу своей бабушки и ее внучку, когда решил показать им столицу? Разумеется, кататься на метро. Первым делом в кадр попадает "Комсомольская" (кольцевая), что логично, раз гости едут от трех вокзалов, затем – "Курская". Любители истории могут найти для себя массу интересного: старые эскалаторы, светильники, схемы движения без многих сегодняшних станций и прочие занятные детали. И еще немного об исчезнувших ныне зданиях. В дебютной работе Андрея Тарковского "Каток и скрипка" попало в кадр небольшое белое здание с отчетливо видимой буквой "М" над фронтоном. Это старый вестибюль "Киевской" Филевской линии, который стоял как раз на том месте, где сейчас находится вход в подземный переход Киевского вокзала. Разобран он был в 1972 году при строительстве эскалаторного тоннеля с "Киевской" (кольцевой). А в картине "Они живут рядом" можно увидеть стоящий посередине зеленой лужайки изящный стеклянный выход со станции "Проспект Вернадского", еще не обстроенный уродливым торговым центром. Встреча Людмилы с Гуриным в ленте "Москва слезам не верит" вошла во все списки эталонных "киноляпов". В поезд они садятся на "Новослободской" (Кольцевая линия), а следующей остановкой оказывается "Охотный ряд" (Сокольническая). Действие фильма происходит в 1958 году, и станцию как раз переименовали с "Имени Л.М. Кагановича" (1955–1957) обратно на "Охотный ряд" (1957–1961). А в конце 70-х, когда снималась "Москва слезам не верит", она называлась уже "Проспект Маркса" (до 1990 года). Кстати, по причинам одновременно идеологическим и административным. Во-первых, потому что в это время три старых московских улицы – Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд – были официально объединены в Проспект Маркса. Станцию переименовали "заодно", чтобы закрепить в памяти москвичей новое название. Во-вторых, именно в 1957 году Л.М. Каганович "оскоромился", оказавшись в составе антипартийной группы вместе с Молотовым, Маленковым "и примкнувшим к ним Шепиловым", в результате чего был снят со всех постов. Ну, заодно и станцию переименовали. Так что режиссер фильма Владимир Меньшов, повесив старое название поверх нового, хотел подчеркнуть, что действие происходит именно в 1958 году. Слово "кино", как известно, открывает все двери. Московский метрополитен не исключение, так что режиссерам порою разрешали ставить свои камеры не только в роскошных интерьерах станций, но и в "святая святых", то есть там, куда посторонним вход уж точно запрещен. Например, в тоннелях и в технических проходах. Так, "чатланское метро" для культового фантастического фильма "Кин-Дза-Дза!" режиссер Данелия снимал на участке тоннеля между "Боровицкой" и "Добрынинской" как раз в том месте, где сейчас перрон станции "Полянка". Ну, и под конец – о тех станциях, которые в кино есть, а в московском метро отсутствуют. Этому режиссерскому приему тоже сто лет, первый раз его применили, кажется, в фильме "Улица Ньютона, дом 1". Помимо "Воробьевых гор" там присутствует еще одна неопознанная станция, которая при ближайшем рассмотрении оказывается "Площадью Ленина" 1-й линии Ленинградского метрополитена. На "Политехнической" той же линии снимали сцену в метро из "Дневного Дозора", когда пролетевший через рекламный плакат бондарчуковской "Девятой Роты" Антон Городецкий спрашивает у милиционера, какая это станция, после чего прыгает в вагон, спасаясь от толпы темных магов (В "Ночном Дозоре" при этом показаны вполне реальные "Свиблово" и "Парк Культуры"). Для фильма-катастрофы "Метро" режиссер Мегирдичев сотворил из подручного материала сразу две отсутствующих в настоящем московском метро станции: "Садовую" и "Бородинскую". Перрон и пассажирский зал "Садовой" – это станция "Московская" самарского метрополитена, а двери бутафорского "вестибюля" были вделаны в первый этаж дома номер 3 по Зубовской площади. "Бородинская" тоже находится в Самаре, ее снимали на строящейся станции "Алабинская". Алексей Байков

Метро в кино: как снимали фильмы под землей
© Москва24