Войти в почту

Успеть до Дня города: как в Москве благоустраивают улицы

Порядка 50 улиц предстоит привести в порядок в Москве к октябрю. Работы же в центральной части столицы завершатся ко Дню города. Ремонт начали в середине мая. На благоустройстве исторического центра и вылетных магистралей заняты более 20 тыс. человек. Где и что делать — определяли сами горожане путем голосования на портале «Активный гражданин»; власти столицы предложили москвичам самим сформировать объему работ в рамках программы «Моя улица». Итогом совместной работы станут ухоженные, удобные для прогулок улицы с отремонтированными зданиями, художественно устроенной подсветкой, новой уличной мебелью, фонарями и клумбами.

Работы по благоустройству центра города к празднику близятся к концу
© © Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

"Столбик" и «елочка»

На Большой Никитской плоды труда ремонтников уже заметны — глаз сразу цепляется за свежеокрашенные стены исторических особняков, гладкий асфальт и широкий тротуар с крупной плиткой пастельных тонов. Работы на одной из старейших и красивейших столичных улиц инспектирует заместитель мэра по вопросам ЖКХ Петр Бирюков. Начало маршрута — пересечение Большой Никитской с Кудринской площадью. Протяженность улицы — более 2 км. В разгар рабочего дня здесь многолюдно. Кругом шумит техника — тракторы, бульдозеры, самосвалы, которые вывозят грунт. "Москвичи любят эту улицу. Здесь много офисов, магазинов, ресторанов. Любят гулять по вечерам, особенно от Моховой до площади Никитских ворот", — говорит Бирюков. В сопровождении подрядчиков, авторов проекта, представителей топливно-энергетического комплекса столицы заммэра осматривает уже законченный участок улицы. Тротуар, занимавший раньше в ширину около метра, увеличен почти в пять раз за счет проезжей части. Крупная плитка визуально делает его еще просторнее. Покрытие — как бетонное, так и гранитное. «Плитка — наша, российская. Последние четыре-пять лет используем только отечественные бордюры. И все материалы, которые использованы на этой улице, тоже наши, не уступают импортным», — с гордостью говорит Александр Орешкин, руководитель ГБУ «Автомобильные дороги» — одного из подрядчиков, работающих по программе «Моя улица». "Работать с этой брусчаткой — одно удовольствие. Она качественная, крупная, укладывается быстро", — улыбается рабочий Анатолий Кузнецов. Он демонстрирует все этапы мощения: «Сначала делаем „подушку“ из песка или щебня, затем утрамбовываем ее специальной техникой и на раствор кладем покрытие». Мастер показывает разные виды укладки брусчатки — «столбик», «елочка», «кирпичная кладка». "К нам раньше подходили местные жители, ругали за «раскопки», теперь благодарят за работу", — говорит Кузнецов. Перед тем как плитку использовать по назначению, ее испытали на все возможные нагрузки — перепад температур, большой вес и так далее. Бирюков придирчиво рассматривает уложенные ровными рядами бордюры и предлагает «на будущее» разнообразить цветовую гамму плиточного покрытия.

Винтажные фонари

Тротуар расширен с нечетной стороны улицы, откуда открывается самый лучший вид на исторические особняки — это практически все здания на Большой Никитской. «Здесь приводятся в порядок около 70 домов, которые являются украшением города», — уточняет Бирюков. Маляр Евгения Смирнова, ловко орудуя специальным валиком, наносит охру на стену двухэтажки. «Это — последние штрихи, фасад завершен полностью, готовы работу сдать», — говорит она. Зданиям возвращают былую красоту с исторической достоверностью: если дом сто лет назад был нежно-зеленого цвета, таким его увидят москвичи и сейчас. Убрали с улицы и старые палатки, и рекламу. Большая Никитская — улица дипмиссий. 18 особняков заняты посольствами разных стран. «Здесь огромное количество старинных зданий. Например, особняк Суворова, дом Меншикова, Орлова, Голицыной и Пенкиной. На этой улице в храме Вознесения Господня венчался с Натальей Гончаровой Пушкин», — проводит экскурсию Александр Шумский, автор проекта реконструкции Большой и Малой Никитских улиц, руководитель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Москвы. Он обращает внимание на нежно-голубой с белой лепниной особняк начала XX века. В доме русского банкира Якова Рекка теперь располагается резиденция посла Египта. Резные узоры из белого гипса под крышей и над окнами двухэтажного здания воссозданы до мельчайших подробностей. «Посмотрите, как красиво! Какое великолепие! Сохранена вся лепнина, все узоры, все колонны и пилястры», — восхищается заммэра. "Люди сейчас начинают увлекаться историей, изучают историю этих мест, специально приходят сюда, чтобы посмотреть на эти здания. Раньше все это было заброшено, завешено рекламой и не вызывало никакого интереса, теперь же, я знаю, специально заказывают экскурсии, чтобы узнать, что здесь было", — говорит Шумский. Это подтверждают и рабочие, задействованные в благоустройстве. «Действительно, часто видим экскурсионные группы. Многие приходят просто в сопровождении гида», — отмечают маляры. Возвращают в прошлое и винтажные светильники. Более 130 уличных торшеров установят на Большой Никитской. Часть уже освещает улицу по вечерам — круглые фонари в кованой инкрустации излучают теплый свет. "Сначала установили металлогалогеновые лампы, которые давали яркий, холодный, неприятный, резкий свет. Сейчас заменили их натриевыми лампами высокого давления — они излучают свет мягкий, желтый, уютный и полностью соответствуют как атмосфере улицы, так и всем нормам для таких общественных пространств, создают комфортные условия в темное время суток и для пешеходов, и для автомобилистов", — поясняет глава столичного департамента топливно-энергетического хозяйства Павел Ливинский. Новую жизнь получит и художественно-архитектурная подсветка. 48 зданий на Большой Никитской совсем скоро заиграют новыми красками. Каждый дом здесь по-своему уникален, и, чтобы подчеркнуть все особенности, дизайнеры по свету взяли за основу теплый белый цвет. Для освещения фасадов будет применено несколько приемов, что позволит избежать «пересвета» и сделать подсветку более приятной для восприятия. Все светильники смонтированы и настроены таким образом, что лучи не попадут в окна домов и не помешают жителям. "Подсветку лучше видеть, чем сейчас рассказывать. Пусть это будет приятным сюрпризом для жителей. Но могу сказать одно — подсветка, освещение, будет гораздо приятнее и краше того, что было до начала реконструкции", — заверил Бирюков.

Небо без проводов

Самое же необычное на улице — отсутствие электрических проводов между фонарями. Все, как на картинке: старинные дома, зеленые кроны деревьев, кованые резные фонари. Если пофантазировать, то можно представить себе степенного фонарщика времен Анны Иоановны, который по вечерам зажигал масляные светильники на улицах города. «Теперь для того, чтобы подключить фонарь к сетям, не требуются монтажники-высотники. Скорее диггеры», — смеется электрик Николай Прозоров. Все коммуникации перенесены под землю — в специальных «катушках» спрятаны электропровода, сети для интернета, телефонные кабели. Прозоров открывает незаметную дверцу у основания цоколя торшера — здесь «электрическое сердце» светильника. «И подключать, и следить, и ремонтировать очень удобно», — говорит электрик. По его мнению, висящие на столбах гирлянды давно пора переложить под землю. Они не только портят «лицо» города, но и опасны, так как требуют замены. "Если потом на каком-то из них случится повреждение, копать, как сейчас, землю не придется: открыл герметичный колодец, починил и снова закрыл. И под ногами будет чисто, и небо над улицей будет чистым, а не в клеточку", — говорит Прозоров. По его словам, некоторые москвичи обеспокоены тем, что из-за перекладки коммуникаций ухудшится телефонная связь, а услуги провайдеров подорожают. «Мы эту тему отработали еще в апреле. Обсудили на уровне согласительной комиссии ФАС, решили, что город возьмет на себя расходы по организации кабельной канализации, а дальше провайдеры и операторы будут прокладывать свои линии в подземном исполнении, при этом услуги получения сигнала в квартиры никак не ухудшатся и не подорожают», — успокаивает Бирюков. При этом старые сети не отключают, пока не проложат новые, так что жители без света и телефона не останутся. По словам Бирюкова, в Москве в рамках программы «Моя улица» в этом году переложат в общей сложности более 1 тыс. км проводов.

Улица, комфортная для всех

Еще одна «фишка» на Большой Никитской — велодорожка, которая змейкой вьется по тротуару. «Она отделена от проезжей части буферной зоной», — показывает Бирюков. Дорожка выделяется на бежево-розовой плитке бордовым покрытием. В самое ближайшее время ее украсит специальная разметка. Велополоса свяжет Бульварное кольцо с Моховой улицей и Садовым кольцом. "Мы в проекте реконструкции смогли не только воссоздать всю историю этой улицы, но и воплотить в жизнь все пожелания молодежи и любителей спорта. Во-первых, это велодорожка, во-вторых — возможность погулять", — говорит Бирюков. Полоса сделана максимально безопасной и для пешеходов, которым хватит места для прогулок, и для водителей — они не будут бояться «наехать» на велосипедиста, и для самих любителей крутить педали. Будет удобно и водителям, привыкшим парковаться на Большой Никитской — хотя пешеходов и станет в пять раз больше, но количество мест для стоянки после реконструкции не изменится. К тому же увеличится скорость транспортного потока — на 25-30%. «Это говорят исследования, которые были проведены на других, уже благоустроенных в прошлом году улицах», — отметил Бирюков. Велодорожка аккуратно огибает остановку общественного транспорта. Павильоны для ожидания автобуса на Большой Никитской тоже будут новые, современные — с табло информации о времени прибытия автобуса, с USB-разъемами для зарядки гаджетов, доступом к Wi-Fi. «Этот положительный опыт надо будет перенести и на следующие проекты», — говорит Бирюков. Пока уличную мебель — лавочки, остановки, вазоны для цветов — не установили, но «все уже заказано». «Все есть. Покупаем в Костроме, Санкт-Петербурге, Подмосковье. Все наше, отечественное. Из Костромы и Подмосковья уже получили, из Питера ждем на днях», — говорит руководитель ГБУ «Автомобильные дороги» Александр Орешкин. Его организация заменила проштрафившегося подрядчика. "Город очень принципиально подходит к качеству выполняемых работ, и когда одна подрядная организация, в частности «Евродом», сорвала все сроки, то город с ней расторг все контракты в одностороннем порядке и поручил продолжать работы ГБУ «Автомобильные дороги», — поясняет заммэра Бирюков. По его словам, проверяют качество работ не только заказчики, но и авторы проекта. «Они ходят, смотрят, в конце концов, я каждый день по этим улицам ногами топаю и смотрю, что делается. Если подрядчик „провалился“, мы его выгоняем, если на одной улице я увидел, что неправильно положили асфальт — заставили за ночь переделать за их средства. На все работы три года гарантии, по которой подрядчик будет исправлять свои огрехи», — говорит Бирюков.

Что и где делать — решали москвичи

Если многие москвичи считают, что столицу перекопали всю, то городские власти объемами работ не впечатлены. "Если говорить о масштабе, то он на первый взгляд достаточно большой — около 50 улиц, вылетных магистралей, но в то же время, если сравнить с количеством улиц в Москве — их 4 тыс., то нетрудно подсчитать, сколько нужно работать, чтобы каждую привести в порядок", — отмечает заммэра. Поэтому 50 улиц — это вроде и много, но в то же время и не очень. Работы ведутся в рамках программы «Моя улица». Начали их с середины мая, завершат — в октябре. «Но центральная часть города — а это порядка 17 улиц — будет закончена ко Дню города», — говорит Бирюков. По его словам, «раскопки» специально затеяли летом, когда можно качественно уложить асфальт или отремонтировать фасады. Кроме того, в это время года в Москве автопарк сокращается на треть. Заммэра сравнил работы на улицах с домашним ремонтом. «Это, безусловно, неудобство. Зато потом, когда заканчивается ремонт, тут же забывается весь дискомфорт», — отмечает Бирюков. Программа началась с опроса москвичей в системе «Активный гражданин». Горожан спросили, нужны ли им благоустроенные общественные пространства. Почти полмиллиона участников электронного референдума сказали «да». Путем голосования в интернете также были выбраны адреса и виды работ. Всего для благоустройства было предложено около 50 улиц. Саму же идею такой программы высказал мэр Москвы Сергей Собянин по итогам одной из встреч с горожанами. Москвичи тогда предложили вплотную заняться улицами по аналогии с пешеходными зонами, дворами и «народными» парками. "Москвичи сами сказали, какими бы они хотели видеть улицы, где бы они хотели разбить сквер, избавиться от избыточной рекламы или висящих электропроводов, которые создают крайне неприглядный вид", — говорит Бирюков, подчеркивая, что программа была разработана и реализовывается по предложению москвичей. Лишь после обсуждения программы с горожанами были объявлены конкурсы, и начался отбор подрядчиков. Вся документация размещалась на сайте госзакупок. «Моя улица» является подпрограммой госпрограммы столицы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годах». Согласно сообщению контрольно-счетной палаты, городские власти могут в 2015-2018 годы потратить на «Мою улицу» более 126,7 млрд руб.

Из центра — к окраинам

Горожане в ходе опросов пожелали увидеть улицы ухоженными не только в центре, но и на периферии — вдоль вылетных магистралей, которые должны стать «въездными» воротами Москвы. Если улицы в центре столицы сохранят свой исторический облик, который будет усилен «старинными» фонарями и лавочками, то вылетные магистрали получат свое «лицо» — с новыми пешеходными зонами, газонами, цветниками. Вдоль автотрасс также появятся широкие тротуары, где установят лавочки и вазоны. Кроме того, будет решена еще одна задача — чтобы погулять, жителям окраин не обязательно надо будет ехать в центр города. Парковые зоны появятся в «шаговой» доступности. В 2015 году будут благоустроены Варшавское, Каширское, Ленинградское, Ярославское, Можайское, Щелковское шоссе, Рязанский проспект. В планах на следующие годы — выйти за пределы Третьего транспортного кольца.