Правда о катастрофе Ил-20. Почему её скрывают?

Два года назад в небе над Средиземным морем после разрыва ракеты зенитного комплекса сирийских ПВО С-200 развалился на части российский разведывательный самолёт Ил-20. На борту находились 15 наших военнослужащих, все они погибли. Естественно, инцидент получил колоссальный международный резонанс. Российскому руководству требовалось доходчиво объяснить публике гибель такого количества военнослужащих, причём с приемлемых политических позиций. Выход был найден: ответственность за крушение Ил-20 Москва возложила на Тель-Авив. По версии, которую озвучил 18 сентября 2018 года официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков, трагедия произошла из-за того, что находившаяся неподалёку группа израильских истребителей F-16 фактически «прикрылась» российским самолётом, то есть израильтяне подвели Ил-20 под удар сирийских ПВО. «Прикрываясь нашим самолётом, израильские лётчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии. В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше, чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200», — сказал Конашенков Сам министр обороны Сергей Шойгу был менее категоричен в выводах о сознательной причастности Тель-Авива к гибели 15 российских военнослужащих. Объясняя ситуацию, он заявил, что Ил-20 был уничтожен в результате ответных действий на атаку израильской авиации сирийских систем ПВО. «Несмотря на имеющиеся договорённости о предотвращении опасных инцидентов с Израилем, командование российской группировки войск было оповещено только за одну минуту до нанесения удара израильскими F-16», — посетовал Шойгу. Действительно в ночь на 18 сентября четыре F-16 ВВС ЦАХАЛ выполняли боевое задание над Средиземном морем вблизи сирийских берегов. Не входя в воздушное пространство САР, они нанесли удары по объектам иранской военной инфраструктуры в арабской республике. Такая трактовка подтверждается официальными данными Тель-Авива. В то же время Израиль отверг какую-либо причастность к инциденту с крушением Ил-20. По версии еврейского государства, трагедия стала следствием ошибочных действий сирийских зенитчиков. В этом контексте важно подчеркнуть сдержанную реакцию Израиля на обвинения, которые посыпались из Москвы. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху даже запретил членам кабмина комментировать сложившуюся ситуацию, чтобы не спровоцировать дальнейшее ухудшение отношений с РФ. В свою очередь израильские военные эксперты прямо указали на вопиющий непрофессионализм сирийских войск ПВО, а также на ответственность командования группировки ВС РФ в САР за обеспечение безопасности российских военнослужащих. Российские власти и государственная пропаганда с упорством отрицали подобное объяснение. Во второй половине сентября на отечественных ток-шоу произошёл невероятный всплеск антиизраильского милитаризма: спикеры озвучивали самые нелепые воинственные призывы и угрозы непременно сбивать каждый иностранный самолёт, который приблизился к воздушным границам Сирии Однако, представляется, что весь этот намеренно раздутый информационный шум служил лишь одной цели — скрыть за ненавистью к Тель-Авиву подлинную причину катастрофы Ил-20. Разбор этого трагического инцидента необходимо начать с того, что ещё в конце августа 2017 года Москва объявила о создании с Дамаском единой системы ПВО. В частности, данную информацию озвучил заместитель командующего ВВС Главного командования Воздушно-космических сил РФ генерал-майор Сергей Мещеряков. «В настоящее время на территории Сирии создана единая интегрированная система противовоздушной обороны. Обеспечено информационно-техническое сопряжение российских и сирийских средств разведки воздушного пространства. Вся информация о воздушной обстановке от сирийских радиолокационных станций поступает на пункты управления российской группировки войск», — сказал Мещеряков. Из слов генерала можно сделать только один вывод: благодаря проведённым мероприятиям дислоцированная в САР группировка ВС РФ получает всю информацию от сирийских средств ПВО и может гипотетически передавать дружественным частям команды или данные по воздушным объектам. Таким образом Россия имела (по крайней мере теоретическую) возможность предотвратить злополучный пуск ракеты по Ил-20. Однако этого не было сделано, по всей вероятности, из-за отсутствия автоматизированных систем управления (АСУ). Именно данные устройства обеспечивают необходимый уровень интеграции всех элементов ПВО в единый разведывательно-огневой контур. Неслучайно поставки АСУ в Сирию начались после гибели наших военнослужащих. О чём, кстати, было официально объявлено Шойгу в качестве ответной меры на инцидент с Ил-20. Хотим мы того или нет, но израильский тезис об ответственности российского командования за трагедию над Средиземным морем априори доказан, исходя из открытой информации о создании единой с Дамаском системы ПВО и поставок недостающих для её нормального оперативного функционирования АСУ На примере постоянных ударов авиации ЦАХАЛ по объектам на территории САР нетрудно доказать и ещё один «предательский» тезис о прямой вине расчёта С-200, который допустил элементарные в радиолокации ошибки, охотясь за израильтянами. Показатели эффективной отражающей поверхности Ил-20 (30-40 кв. м) и F-16 (1-1,7 кв. м) просто несопоставимы. Российский самолёт-разведчик невозможно перепутать даже с очень большой группой истребителей. Очевидно, что сирийцы не собирались убивать российский экипаж. С большой вероятностью фатальную роль сыграла чрезвычайно слабая выучка арабских зенитчиков и соблазн пустить ракету по цели, которая находились в районе полёта авиации противника. О неэффективности сирийских ПВО красноречиво говорит тот факт, что за всё время вооружённого конфликта, продолжающего с 2011 года, арабы подбили только один F-16. Машина упала в феврале 2018 года на подконтрольной Тель-Авиву территории Голанских высот. Как следует из официальных данных ВВС ЦАХАЛ (другого источника попросту нет), сирийцы смогли перехватить часть выпущенных израильтянами боеприпасов, что не оказало существенного влияния на результативность воздушных операций. С 2017 года ПВО арабской республики израсходовали более 870 зенитных ракет. При этом израильтянам удалось уничтожить треть сирийских средств противовоздушной обороны Конечно, можно допустить определённое завышение потерь, которые понесли зенитные войска САР. Однако интенсивность полётов ВВС ЦАХАЛ после крушения Ил-20 не уменьшалась. Израиль и сегодня продолжает регулярно наносить удары по объектам «Хезболлы» и Ирана в Сирии при почти полном попустительстве частей ПВО арабской республики, которые, надо полагать, имеют санкцию на удары по самолётам противника. Инцидент с Ил-20 продемонстрировал необходимость радикальной модернизации зенитных войск САР, дислоцированных в зоне полётов российской авиации. Будем надеяться, что такая работа действительно ведётся, потому что, как показывает случай с крушением пассажирского «Боинга» вблизи Тегерана в январе 2020 года, плохо обученный расчёт ЗРК может принять самые нелепые решения. С морально-нравственной точки зрения в истории с гибелью Ил-20 не даёт покоя заведомом абсурдное объяснение трагедии со стороны руководства РФ. Серьёзные эксперты в России и за рубежом подняли на смех версию Минобороны о неких манёврах, призванных подставить под удар Ил-20, либо отказались обсуждать трактовку событий со стороны Фрунзенской набережной Наше общество, как и в трагедии с подлодкой «Курск», заслужило того, чтобы знать правду, какой бы горькой она ни казалась. В таких инцидентах госдеятелям нужно иметь смелость, чтобы не обманывать хотя бы родственников жертв катастрофы. Такая искренность будет лучшим актом уважения и памяти о погибших военнослужащих.

Правда о катастрофе Ил-20. Почему её скрывают?
© Русская Планета