Эрдоган не будет покупать у Путина Су-57, он блефует
Если Соединенные Штаты навсегда ограничат Турции доступ к программе F-35, Анкара воспользуется альтернативными предложениями по закупке самолетов. Об этом заявил президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган. По его словам, у Турции есть из чего выбирать. «У нас готовы альтернативы. Есть места, где мы уже можем купить сейчас, и предложения еще поступают», - сообщил турецкий лидер журналистам, на борту своего самолета, возвращаясь 15 октября из рабочей поездки в Баку. Не конкретизировав, однако, какие именно варианты замены он считает приоритетными. Напомним, этим летом США исключили Турцию из проекта истребителя пятого поколения F-35 в ответ на решение Анкары приобрести российские зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400. Эрдогана уговаривали и впрямую грозили из Вашингтона, пытаясь убедить отказаться от сделки с русскими в пользу американских зенитно-ракетных комплексов Patriot, но на уговоры американцев он не поддался. После чего Дональд Трамп объявил, что Турция лишится права покупать F-35 (американцы очень переживают, что Россия при помощи С-400 узнает много секретов этих самых дорогих на сегодняшний день «невидимок»). При том, что Турция, как заметил однажды Эрдоган, «не рынок для продажи» этих военных самолетов, а «один из производителей». И она уже инвестировала в проект около полутора миллиардов долларов. Перед Анкарой встает вопрос не только о поиске альтернативных вариантов, но и о компенсации этих вложений, в случае, если ситуация не придет к какому-либо компромиссу. Турецкий лидер так и не уточнил, какие именно страны предлагают Турции свои самолеты. Но конкуренция здесь, понятно, высокая. Это могут быть шведы со своим многоцелевым истребителем Saab JAS 39 Gripen четвертого поколения. Французы - с Dassault Rafale от компании Dassault Aviation. Или же, боевой истребитель Eurofighter Typhoon, детище сразу четырех стран ЕС – Германии, Испании, Италии, Британии. Возможно, не праздным был интерес Эрдогана и к нашей военной технике, проявленный им во время совместного с президентом России посещения этим летом Международного авиакосмического салона «МАКС» в Жуковском. После осмотра боевых самолётов ОКБ «Сухого», он так и сказал: «Почему бы нет...», дав понять, что не исключает возможность покупки Су-35 и Су-57 вместо F-35. - У Эрдогана, конечно, сейчас сложное положение, - комментирует ситуацию заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварёв. – Но хочу напомнить, он не раз делал взаимоисключающие заявления. Кстати, совершенно недавно турецкое руководство объявило, что рассчитывает на то, что Турция вновь будет включена в программу по производству и закупке F-35. «СП»: - Но если Эрдоган говорит об альтернативе, значит, кто-то может составить здесь конкуренцию американцам? - Никто составить конкуренцию американцам сейчас не может. Потому что это огромнейшие затраты. Ведь что собой представляет программа F-35, если смотреть на нее объемно... Производство разбросано, минимум, по пятнадцати-двадцати странам мира. Одни делают хвосты, другие фюзеляж, третьи еще что-то. Турция тоже производила часть оборудования, авионики и элементов фюзеляжа. Что-то делается в самих Соединенных Штатах. Там же – и еще в Италии – проводится окончательная сборка. В изготовлении компонентов задействованы все страны, которые являются участниками этой программы и финансировали ее с самого начала. Турция тоже была в проекте с самого начала, вложившись в разработку этого самолета, а потом стала заказчиком. И собирается закупить 100 машин. У Эрдогана, к слову, на ближайшее время запланирован визит в Вашингтон – если, конечно, он его не отменит, в силу известных обстоятельств. Предполагалось, что ходе этого визита будет рассмотрен вопрос о возвращении Анкары в программу F-35. Об этом, если я не ошибаюсь, говорил глава МИД Турции. Поэтому нынешнее заявление турецкого президента о том, что у него есть альтернатива - тонкий восточный блеф. Способ надавить на США, чтобы они отыграли свое решение об исключении Турции назад официально. «СП»: - То есть, разговоры о том, что Анкара рассматривает возможность покупки российских Су-35 или Су-57 - это всего лишь разговоры? - Мое мнение: по поводу Су-57 нам не следует питать иллюзий. Мы пока для себя их в достаточном количестве не произвели. Речь там, скорее, идет о Су-35, многофункциональном истребителе поколение «4++», который, кстати говоря, первыми у нас купили китайцы. И если будет заказ от Турции, мы, конечно, его выполним. Потому что это деньги, это авансирование. Авансирование обеспечит закупку необходимых материалов и оборудования. Обучение персонала. И расширенное производство – у нас, я имею в виду. Это вполне может быть. Но, как я уже сказал, питать иллюзий по поводу заявления Эрдогана нам не следует абсолютно. Как, кстати, и другим странам. В том числе, Швеции, Франции, Италии... и т.д. «СП»: - Почему, если наши машины вполне конкурентоспособны с точки зрения и цены, и технических характеристик? - Турция настолько завязла в программе F-35, что выйти оттуда просто не может. Поэтому когда весь этот политический пейнтбол закончится, все будет так, как было. Турция возвратится в программу, и, возможно, еще даже получит какие-то бонусы за то, что с ней так обошлись. «СП»: - Ну, а что ждет проект F-35, если Турция из него все же выйдет? Он сможет «отбить» на рынке вооружений те полтора триллиона долларов, которые были в него вложены? - Турция, конечно, производит достаточное количество запчастей в рамках этого проекта. В общем объеме, где-то на миллиард в год. Для самолета очень много мелких деталей нужно. Именно поэтому производство так «раскидано». Но все же я предполагаю, что при планировании общего производственного процесса F-35 компания Lockheed Martin приняла меры к возможному резервированию производства отдельных комплектующих и деталей. Иначе говоря, если Турцию в итоге все же выгоняют, то это может немножко затормозить программу. Но то, что производит Анкара, будет перекинуто в другие страны. Хотя, в принципе, запас комплектующих, он всегда большой. Времени для принятия решения о переносе производства из Турции у Lockheed Martin будет достаточно для того, чтобы программа не была затронута или была затронута в крайне незначительной степени. «СП»: - Но турки собирались купить 100 самолетов, а с учетом того, что каждая такая «невидимка» стоит 100 миллионов долларов, мимо могут пролететь серьезные деньги... - Если Анкара не купит – не проблема. На F-35 стоит очередь из покупателей. Та же самая Южная Корея могла бы увеличить заказ еще где-то машин на сорок. И ряд других стран. Потеря турецкого заказа для проекта, конечно, ощутима, но абсолютно не критична. Другие заказчики просто заменят Турцию. Причем, если Турция выпадает, самолеты им будут поставлены быстрее – там же все расписано по годам, по месяцам. Ну, и новые, конечно, появятся заказчики. Но если в целом сравнивать F-35 и наш Су-57 (потому что где-то что-то лучше у нас, где-то что-то – у них), то наш самолет все же превосходит американский с точки зрения тактических возможностей. И стоит он втрое дешевле. Военное обозрение: Новая торпеда Америки обеспечит критическое преимущество ВМС США над ВМФ РФ Военные новости: США припугнули турецкие войска своей авиацией