ЦРУ провалило сепаратные операции «Каталония» и «Иракский Курдистан»
Недавний парад суверенитетов в Ираке и Каталонии закончился полным фиаско для их инициаторов. Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани оказался на грани отставки, а бывший президент Женералитета Каталонии Карлес Пучдемон находится в бегах от испанского правосудия. Это первые случаи провала сепаратистов, начиная с Косовского прецедента. Они свидетельствуют о том, что новый президент США Дональд Трамп сдержал свое главное обещание, отказавшись от насильственного экспорта демократии в пользу уважения государственного суверенитета.
ЦРУ в течение последних нескольких лет поддерживало сепаратистские движения в курдов в Ираке, каталонцев в Испании и народности луо в Кении, к которой принадлежит бывший президент США Барак Обама. Однако после прихода в Белый дом Дональда Трампа все эти сепаратистские движения постепенно затихают, несмотря на активную поддержку со стороны Израиля и главного спонсора из крыла публичных глобалистов Джорджа Сороса.
Впервые Вашингтон использовал «право народов на самоопределение» в своих геополитических интересах ещё в начале ХХ века, поддержав в 1903 году «панамский народ» в Колумбии, чтобы приватизировать будущий Панамский канал. Перехватив инициативу у французских инвесторов, американцы впоследствии устранили президента Панамы Омара Торрихоса и начальника штаба генерала Мануэля Норьегу, которые добивались суверенитета канала. Первый из них погиб в 1977 году в авиакатастрофе, а второй был свергнут в 1989 году в ходе вторжения американских войск в Панаму.
Таким образом, поддержка сепаратизма в зоне американских интересов имеет давнюю традицию и активно использовалась Вашингтоном вплоть до недавнего времени. Проведение Иракским Курдистаном референдума о независимости 25 сентября стало результатом политики предыдущих администраций по разрушению Ближнего Востока. В основу плана полковника Ральфа Петерса был положен именно принцип регионального сепаратизма, когда 16 государств региона предстояло превратить в 24 за счет дробления их на этнические и религиозные анклавы.
Согласно плану 2006 года, разработанному Council on Foreign Relations и одобренному Конгрессом США, Ирак предстояло разделить на три части – суннитскую, шиитскую и курдскую. Иракскому Курдистану отводилась роль катализатора распада страны, однако из-за упорства Багдада эта миссия была переложена на «Исламское государство»*. В течение войны с ИГ территория иракской автономии использовалась ЦРУ для снабжения террористов оружием. Сами курды воспользовались вторжением, чтобы увеличить свою территорию на 80% за счет освобождения захваченных боевиками нефтеносных районов.
Референдум о независимости иракских курдов был призван узаконить территориальные приобретения, а также легитимизировать закончившиеся ещё в 2015 году президентские полномочия самого Масуда Барзани. Однако, несмотря на поддержку 92% населения Иракского Курдистана и 80 стран, Эрбиль без объяснений отказался от своей многовековой мечты. Иракская армия быстро перешла в наступление на Киркук, выбив с захваченных территорий 100 тыс. курдских колонистов, и 1 ноября Барзани ушел в отставку. В действительности, Багдад таким образом остановил назревавшую войну, которую Иракскому Курдистану объявили Турция и Иран.
В ходе подготовки к референдуму Вашингтон активно посылал Эрбилю сигналы о примирении с Багдадом. С миссией сохранения территориальной целостности Ирака в Эрбиль лично приезжали госсекретарь Рекс Тиллерсон и министр обороны США Джеймс Мэттис, а сам Трамп выступил против конфликта между Багдадом и курдами. Референдум в Ираке является наиболее прозрачным примером смены приоритетов в Белом доме. Ещё один американский след былой поддержки сепаратизма прослеживается в Кении, где после смены власти в США поддержки лишился двоюродный брат Барака Обамы Раила Одинга, который добивался отделения территории луо на юге страны.
Что касается Каталонии, то здесь лидер сепаратистов Карлес Пучдемон явно рассчитывал повторить опыт своего предшественника, основателя первой сепаратистской партии «Эстат Катала» Франсеска Масия. В 1928 году он сотрудничал с проамериканским диктатором Кубы Херардо Мачадо, при поддержке которого и основал в Гаване свою «Революционную Сепаратистскую партию Каталонии». Заручившись поддержкой Израиля и Джорджа Сороса, Пучдемон рассчитывал продолжить каталонский проект после получения независимости, аннексировав Андорру, юго-восток Франции и часть Сардинии. Однако лишенный поддержки США, теперь вынужден искать спасение в политической эмиграции.
Таким образом, все «сепаратистские проекты» оказались заблокированы без поддержки США, вместе с ними были сведены на нет и захватнические проекты по отъему территорий в различных частях света. Сохранение территориальной целостности Испании, Ирака и Кении свидетельствуют о том, что Трампу удалось на данный момент остановить разрушительные операции своих предшественников. Это во многом объясняет, почему фигура нового американского президента оказалась под шквалом уничижительной критики о «непонимании внешней политики» и тому подобных аллюзий. Отказ от поддержки сепаратизма является частью программы Дональда Трампа по возращению власти американскому народу.
*«Исламское государство» (ИГ) – террористическая группировка, деятельность запрещена на территории РФ решением Верховного суда