Она такая же Мария, как была: Виктории Руффо – 55
Звезда мексиканских телесериалов Виктория Руффо 31 мая отмечает 55-летний юбилей. У актрисы все хорошо – она по-прежнему много снимается, в прошлом году в Мексике вышел сериал "Амазонки", в котором Руффо сыграла одну из главных ролей. Пользуясь случаем, вспоминаем сделавший ее известной в России сериал "Просто Мария". Возможно, вы удивитесь, но его правда стоит пересмотреть (хотя бы в режиме быстрой промотки), – в нем есть кое-что интересное. Во-первых, кое-что о подчинении и унижении "Просто Мария" появилась на российских телеэкранах 9 марта 1993 года – как запоздалый подарок к Международному женскому дню миллионам домохозяек. Он сбил с ног, смутил и ошарашил телезрительниц: от свиданий в кафе и парках аттракционов юная провинциалка Мария Лопес, приехавшая подзаработать денег в Мехико, и скучающий отпрыск богатого рода дель Вильяр по имени Хуан-Карлос перешли к интимному свиданию прямо в первой же серии. Впрочем, в дальнейшем, почти до самого финала, плотская любовь исчезает из жизни героини. Забеременев от дель Вильяра и услышав от него вместо возгласов радости невразумительное мычание, она решает: никакой любви, теперь она будет жить только ради сына. От грехопадения – к триумфальному восхождению по социальной лестнице и сведению счетов с коварным бывшим. Все 150 серий (в которых в сериале уложилось 20 лет) с Хуана-Карлоса будет медленно, но верно сбиваться спесь. Одна блондинка с блестящей родословной рядом с ним будет сменять другую, а он со слезами на глазах будет вспоминать свою черноволосую крестьянку и безуспешно умолять ее снова полюбить его, пока не умрет от неизвестной науке болезни – сокрушающийся, подавленный, кроткий. Еще вчера она едва умела читать по слогам, а сегодня Мария Лопес – едва ли не самая известная женщина Мексики. Начав с кройки и шитья на заказ, к совершеннолетию своего сына Хосе-Игнасио (плода той самой безрассудной ночи любви) она подходит прославленным модельером, владелицей собственной фабрики одежды и сети магазинов по всей Латинской Америке. Простенькие старомодные платьица сменяют дорогие элегантные аутфиты, вместо кос на голове красуется пышная прическа, испуганное и добродушное выражение лица сменяет надменная улыбка. Единственный мужчина, которого Мария допускает в свою жизнь, – это маэстро Виктор Кареньо, который когда-то научил ее писать и считать в своей частной бесплатной школе для бедняков. С одной стороны, она испытывает к нему благодарность, а с другой – держит на коротком поводке, придумывая сотни отговорок, чтобы не выходить замуж, и одновременно устраивая громкие сцены ревности. Виктор терпит все (иногда срываясь на запои – практически до белой горячки). Но все-таки женится на строптивом модельере, простите за спойлер. Во-вторых, кое-что о мексиканской экономике Сюжет о восхождении простой девушки из народа к вершинам общества невероятно важен для Мексики и Латинской Америки в целом. "Просто Мария" – это практически вечная история. К моменту выхода сериала на мексиканском канале Televisa в 1989 году героическая судьба Марии Лопес была изучена досконально. Впервые сериал с таким названием вышел в Аргентине еще в 1967 году. Потом одноименный ремейк сняли в Перу (1969), в Бразилии (1970), в Венесуэле (1971), снова в Аргентине – с тем же сюжетом, но под названием "Роза издалека" с главной героиней Розой Марией Рамос (1980). В Мексику история Марии пришла лишь к концу восьмидесятых, в разгар кризиса, последовавшего завершению периода "мексиканского экономического чуда", длившегося с сороковых по семидесятые. Страна ждала нового чуда, и оно явилось – героиня Виктории Руффо показала мексиканским женщинам, что всего можно добиться упорным трудом и отказом от некоторых излишеств. Кроме того, она дала им понять: если вас соблазнили и бросили, это не повод впадать в отчаяние, быть матерью-одиночкой – не стыдно, а почетно, и те, кто считает иначе, будет посрамлен в самом скором времени. О том, что зрительницам стоит следовать примеру главной героини, сообщалось прямо в открывающих титрах: выскакивающие в энергичном танце из-за швейных машинок девушки пели, что настало время включить телевизор и посмотреть передачу о просто Марии, которая пролила немало слез, но стала той, кем стала. "Мария – твоя подруга, Мария – твое вдохновение!" – гласил припев. Видео: YouTUBE/chuyster2010 В-третьих, кое-что о символизме мексиканских сериалов За производство "Просто Марии" в 1988 году взялся главный монстр мексиканского телевидения продюсер Валентин Пимштейн, из-под неусыпного контроля которого также вышли такие жемчужины, как "Рабыня Изаура", "Богатые тоже плачут" и "Дикая Роза". Пимштейн хорошо осознавал, для кого он создает сериалы. Диспозиция персонажей, их отношения и действия должны быть ясны людям с уровнем образования как у Марии в начале ее жизненного пути. Все артикулируется в кадре, а что остается непроговоренным, должно считываться автоматически. Пимштейну принадлежит изобретение поистине гениального хода – чтобы определить происхождение и характер любого персонажа в его сериалах, достаточно взглянуть на его волосы. Все темноволосые персонажи – бедняки или выходцы из социальных низов, а светоловолосые – богачи. Первые, как правило, положительные, вторые – отрицательные. Настоящий театр масок творится и внутри сериала. Например, злодейка Лорена приезжает на ранчо семьи Лопес под видом милой учительницы, надев черный парик. И, конечно, тут же втирается в доверие к простодушным родственникам Марии.